О орнаментах надгробий в главах книги "Орнамент казанских татар"
в главе "Деревянное зодчество и резная
орнаментация жилища"
... о наличии в искусстве булгар резьбы по дереву говорит интересная
находка в Билярске, представляющая собой дубовую облицовочную
накладку (хранится в ГМТР). Лицевая сторона ее украшена по бордюру
резным, растительного характера орнаментом спиралевидного очертания
(рис. 9). Подобный мотив является типичным для булгарского орнамента
(бронзовые зеркала и другие металлические изделия). Датируется
крышка XII в. (Калинин, 1959). Находка свидетельствует о высоком
уровне художественной обработки дерева у булгар.).
Рис. 9. Дубовая резная облицовочная накладка от деревянного
надгробия. XII в. Реконструкция автора. 1 — деталь резной
орнаментики; 2 — общий вид крышки; 3 — разрез.
в главе "Растительный орнамент"
Рис. 60. Обратная сторона надгробия XVI в. д. Старый Менгер
Арского района.
Изображения хризантем на надгробиях XVI—XVII вв. решались более
обобщенно, без той проработки, которая свойственна вышитым изделиям.
Тем не менее они отличаются большой художественностью в передаче
цветочного образа (рис. 61). Вообще формы хризантем решались
татарскими творцами всегда изысканно и живописно. В большинстве
случаев в орнаментации изделий им отводилась ведущая роль.
Рис. 61. Резная орнаментика обратной стороны надгробий XVI в.
Реконструкция автора. 1 — Ташлы-Ковали Высокогорского
района; 2 — д. Старый Менгер Арского района.
в главе "Геометрический орнамент"
Рис. 76. Надгробие XVI в. д. Н. Серда Арского района.
Рис. 86. Татарское надгробие XVIII в. на территории Чувашии.
Рис. 95. Реконструкция резной розетки на обратной стороне надгробия
XVI—XVII в. с. Чирши Высокогорского района.
Из многообразных сложных форм геометрического орнамента особенно
выразительны обрамления в виде полурозеток в надгробных
камнях XVI—XVII вв. Они отличаются довольно темпераментной динамичной
композицией (рис. 102). Не только форма обрамления, но и в целом
орнаментация указанных надгробных камней отличается большой
парадностью и торжественностью.
Рис. 102. Сложные криволинейные узоры в завершении надгробных
камней. 1, 3 — XVI—XVII в.; 2 — XVIII в.
Композиция орнаментов исходит из принципа создания контрастности
между крупным живописным обрамлением и пышно трактованными узорами
цветочно-растительного характера.
Построение геометрического обрамления в завершении надгробий
XVI—XVII вв. приведено в типичную для «восточной барочности»
динамику с напряженно выраженным его абрисом.
В резной орнаментации надгробных камней конца XVII — начала
XVIII в. появляется другое построение, обнаруживающее в то же
время определенную близость к завершениям надгробий XVI в. (рис.
102-2).
В целом в орнаментике надгробий первой половины XVI в. своеобразно
совмещаются две системы: архаическая — булгарская — и вновь
сложившаяся на базе дальнейшего развития булгарского орнамента.
Это проявляется в композиции и распределении орнаментации, использовании
традиционных булгарских орнаментов: жгутов, веревочек, плетенок,
виноградной лозы, трилистника, пальметток, полупальметток, шестиконечных
звезд, а также в развитии новых узоров, ярким выражением которых
явились сложные обрамления в завершении надгробий.
Развитие «нового» стиля на основе булгарского с конца XVI в.
почти прекращается. Однако его особенности довольно устойчиво
сохраняются в декорировке сельского жилища. Они своеобразно
проявляются в решении архитектурных масс татарских мечетей,
в напряженной композиции их тонких и стройных минаретов со своеобразными
ярусами, в повышенной декорировке сельского жилища архитектурными
формами монументального характера, представляющими трансформацию
элементов и форм кирпично-каменной архитектуры казанского и
булгарского периодов (фронтонные ниши с килевидными, стрельчатыми
и другими формами арок, своеобразная ордерная система с аркатурой
по фасаду, полосатой раскраской фасадов, имитирующей кирпично-каменную
кладку). По-видимому, эти «зело прекрасные» и «удивления достойные»
формы сельского зодчества середины XVI в. и поразили в свое
время князя Курбского.
В завершении надгробных камней XV—XVIII вв., в обрамлении фронтонных
ниш конца XVIII — начала XX в., в вышитых намазлыках получают
широкое распространение стрельчатые и килевидные формы.
Несколько реже их можно видеть в украшении ювелирных изделий,
в оформлении ворот, оконных наличников, оград. Стрельчатые и
килевидные формы имеют самые разнообразные вариации.
С XIX в. стрельчатые и килевидные завершения надгробий встречаются
редко. Их можно было видеть лишь в обрамлении фронтонных ниш.
Но уже и здесь они стали постепенно заменяться полуциркульными
очертаниями (смотрите рис. 8 ).
в главе "Размещение узоров"
Резная орнаментация надгробных камней также располагалась в
строго определенных местах. В XIX в. надгробные камни имели
прямоугольную форму с полуциркульным или близким к нему завершением
(рис. 122). Значительно реже встречались надгробия со стрельчатыми
формами. Орнаментация располагалась по бокам лицевой плоскости
надгробия в виде узких вертикальных бордюров. Последние в верхней
части камня нередко замыкались, образуя арочное пространство,
которое пышно орнаментировалось. Многие камни не имели боковых
ленточных бордюров, и вся сила украшения в этом случае падала
на завершение.
Рис. 122. Татарское надгробие первой половины XIX в. Казань.
Реконструкция автора.
Помимо камней с полуциркульным завершением встречаются, особенно
в Казани, камни прямоугольного очертания, нередко с утонением
к завершению. В этом случае орнаментировались верхние и нижние
части лицевой и боковых сторон памятника.