Арский район также знаменит обилием эпиграфических памятников.
Последние являются важнейшим источником для изучения истории,
культуры (языка, религии) и экономики данного региона.
Исходя из результатов археографических экспедиций 1970-1994
гг. мы предлагаем следующую классификацию:
1. Булгаро-татарские эпиграфические памятники золотоордынского
периода (XIV в.).
2. Татарские эпиграфические памятники эпохи Казанского ханства
(XV-XVI вв.)
3. Татарские эпиграфические памятники XVII в.
4. Татарские эпиграфические памятники XVIII-начала XX вв.
Поскольку надписи на эпитафиях отражают историю и культуру
народа, считаем уместным дать краткую характеристику отдельно
взятым периодам. Прежде всего отметим, что половина текста каждой
эпитафии представляет собой изречения из Корана, поэтому, в
целях избежания повторов, ограничимся изложением содержания
эпиграфических текстов общеисторического характера.
Золотоордынский период
После монгольского завоевания в 1236 г. Булгарское царство,
утратив свою независимость, было включено в состав Золотой Орды
и стало именоваться как "Булгарский улус". Властвовали
в нем как представители местной знати, так и родственники татарских
ханов-беки, эмиры и султаны. По сведениям исторических источников
установлены имена некоторых правителей (Бураш бек-XIII в., Булат
Тимур, Хасан султан, Мухаммет султан, Габулла хан - XIV в.).
Несмотря на трагические события 1236 г., экономика Волжско-Камской
Булгарии была восстановлена уже к 70- 80-годам XIII в. В Среднем
Поволжье строились города, накапливались клады монет и ювелирных
изделий, ставились эпитафии - образцы искусства.
Хотя и было завоевано Булгарское царство войсками Бату хана,
булгары стремились сохранить свою культуру, а монголы продолжали
кочевать в степях. Эпитафии, сохранившиеся на территории Волжско-Камской
Булгарии, примерно до 60-х годов XIV в. писались на древнебулгарском
языке. Они встречаются на огромной территории от реки Свияги
до Уфы и от города Вятки до Самарской Луки. Процесс постепенной
утраты лингвистической и иных особенностей булгарского языка
связан с тем, что государственным языком Золотой Орды был татарский
язык.
С этого периода около села Старый Ашит сохранилось два булгарских
надгробия. Они были прочтены Гаруном Юсуповым (тексты приводятся
в переводе на русский язык).
Старый Ашит
1 эпитафия
Текст: "... скончалась(ся) в семьсот пятьдесят восьмом
году, был восемнадцатый день месяца зульнагды..."
Данное надгробие установлено на могиле булгарина (булгарского
человека), умершего 3 ноября 1357 г. (по хиджре-757 г).
2 эпитафия
Текст: "... Могила булгара Салиха, сына Тутая. Да
будет милость Аллаха, С этого мира в мир вечности переселился
(умер) в семьсот... третьем году... был пятый день..."
Надгробие установлено в 13...3 г. (по хиджре-7..3 г.)
Древние кладбища эпохи Казанского
ханства
1. Старый Ашит
Кладбища этого типа известны в окрестностях многих селений
Арского района. В частности, около села Старый Ашит на кладбище
периода Казанского ханства сохранилось три надгробия, списки
текстов которых были сделаны известным татарским ученым Али
Рахимом. Степень сохранности надписи очень плохая. Удалось
установить дату лишь одной эпитафии-1533 г. по милади.
2. Нижняя Ура
Эпитафия обнаружена Али Рахимом. Текст сохранился частично.
Текст: "... эта светлая могила великого султана.
Девятьсот... Камень установлен... женой..."
Надгробие установлено между 1530 и 1550 гг. (по милади).
3. Станция Арск
Кладбище, датируемое периодом Казанского ханства, находилось
на южной стороне Арской железнодорожной станции. По словам старожилов,
надгробия, хранившиеся на кладбище (их было 6- 7 единиц), были
завалены мусором. Одно из них было перетранспортировано на татарское
кладбище станции. Судя по плохо сохранившемуся тексту, оно (первоначально)
было установлено между 1542- 1550 гг. В тот период Арск являлся
центром Арской дороги (даруги-области).
4. Старый Яваш
Около лесной полосы (в окрестностях селения) расположено старое
кладбище, датируемое периодом Казанского ханства. На кладбище
обнаружены обломки пяти надгробий, на одном из которых читается
дата-935 г. по хиджре (1528 г. по миляди). Судя по историческим
преданиям и легендам, во времена Казанского ханства где-то на
той местности находилась большая деревня с пятью мечетями.
5. Старая Масра
Судя по текстам обломков надгробий, старое кладбище возникло
где-то в первой половине XVI в. Сохранившаяся полностью эпитафия
датируется 1539/1540 гг.
6. Наласа
Судя по орнаментации (текст не читается), надгробие датируется
первой половиной XVI в.
7. Старый Кишит
На сельском лугу разбросаны надгробия, извлеченные из старого
кладбища. Тексты не сохранились. По орнаментам ориентировочно
датируются временем Казанского ханства.
8. Нижние Метески
1 эпитафия
Текст: "...в девятьсот сорок восьмом году Джиян Ходжасын
Кунака Ходжабая в пути... погиб от руки неверного..."
Датируется 1541-1542 г.г. по милади.
2 эпитафия
Текст: "...в девятьсот сорок восьмом году Аман Ходжа
сын Кунака Ходжабая в пути.. погиб от руки неверного..."
Эти надгробия свидетельствуют о походе русских против казанского
хана Сафы Гирея в 1541 г.
В научной литературе, кроме этого, имеются сведения о наличии
древних надгробий и могильников (периода Казанского ханства)
в окрестностях селений Кадряково, Казылино, Кишметьево, Верхние
Аты, Средние Аты, Верхняя Корса.
Надгробия XVII в.
1. Нижние Метески
Текст: "... в тысяча двадцать восьмом году, в месяц
разяб. Да будет милость Аллаха Камашу сыну Мамая..."
Эпитафия датируется 1619 г. по милади (июнь-июль).
2. Качелино
Текст: "... в тысяча девяносто шестом году, могила
милостивого владыки Сарбая сына Курбана..."
Надгробие датируется 1685 г. по милади.
Надгробия XVIII в.
Надгробия XVIII в. на территории Арского района не сохранились.
Несомненно, они были. Известна эпитафия, установленная в XVIII
в. на могиле переписчика старинных книг Габдразака сына Алмы
абыз.
Рядом с обломками этого надгробия установлена новая эпитафия.
Текст: "Здесь могила великого ученого, источника
мудрости Габдразака сына Алмы абыза. В жизни прославился как
переписчик 90 Коранов".
Габдразак сын Алмы абыза жил в первой половине XVIII в. Он
прославился как известный переписчик старинных рукописных книг.
Надгробия XIX в.
1. Байкал
На сельском кладбище сохранились обломки большого кирпичного
мавзолея.
1 эпитафия
Текст: "... в тысяча двести сорок втором году арабского
летоисчисления, в месяц джумади-ал-аувалъ ученый шариата мелла
сын Мусы перевелся в мир вечности. В году 1826 румийе".
2 эпитафия
Текст: "В 1837 году по румийе, в первый день рамазана
Мухаммедша ибн Габденасыр умер в 18 лет..."
3 эпитафия
Текст: "... могила Габрахмана ибн Файзрахман ибн
Габдельгаффар аль-Тунтери казый..."
4 эпитафия
Текст: "...в тысяча двести пятьдесят пятом году,
в 22-й день рамазана Габденасыр сын Гумера в 55 лет перешел
в вечность..."
По милади надгробие датируется 1838-1839 гг.
5 эпитафия
Текст: "... в тысяча двести пятьдесят пятом году...
в месяц рабигулъ-ауваль... жена Габденасыра Махубджамал дочь
Габдрашита в 28 лет..."
Дата-1838 год (милади).
2. Новый Кинер
1 эпитафия
Текст: "На суд Аллаха, покойный Мухамедзян сын Габдрахима
Исхаков, умер по румийе в 1822 году 1 июня, в 82 года..."
2 эпитафия
Текст: "Могила Сайфуллы ибн Файзулла алъ-Булгари,
из деревни Новый Кинер, скончался в 53 года, в мае 1822 года".
3 эпитафия
Текст: "... по румийе в 1856 году в 19-й день октября,
по хиджре в 1272 году скончался ишан мелла Габдрашит ибн Сагит
ибн Йармак из Нового Кинера, в 63 года".
4 эпитафия
Текст: "... покойная Мархаба дочь Габденасыра, жена
Абульхаира по румийе 1 июля 1855 года скончалась в 60 лет"
5 эпитафия
Текст: "По румийе в 1861 году, по хиджре в 1284 году
Шамседжигана меллы Исхак ибн мелла Габдрахима Исхакова сына..."
6 эпитафия
Текст: "По хиджре в 1300 году в 4-й день рабигуль-ауваля
Мухаммедкамал ибн Исмагиль ибн Исхак... по румийе в 1883..."
3. Кшкар
(Наянгуш)
1 эпитафия
Текст: "Покойная-известная Сайда, дочь Исмаги-ла,
жена Габделфаиза Кшкари (скончалась) в новом 1818 году..."
2 эпитафия
(Кшкар)
Текст: "По румийе в 1857 году, во второй день рамазана
скончался Габделгаффар ибн Габделвагап в возрасте 70 лет".
4. Нижняя Ура
1 эпитафия
Текст: "Могила Ибрагима ибн Даут. Скончался в возрасте
72 года. По румийе в 1832 году, в 21-й день июня..."
2 эпитафия
Текст: "Покойный Габделгафур сын Габделхалика умер
в деревне Ор в возрасте 75 лет, в январе 1851 года..."
3 эпитафия
Текст (отрывок): "... могила Хабибзямала дочери Мусы,
жены Мусы, в возрасте пятьдесят три года 1858 год".
4 эпитафия
Текст: "В 1864 году по румийе 12-го мая. В 1287 году
по арабскому леточислению в 17-й день зульхиджы жена Махмуда
сына Габдрахмана Бибизабида дочь Хамида (умерла) в возрасте
68 лет, похоронена в субботу. Да будет ей милость Аллаха".
5 эпитафия
Текст (отрывок): "... По румийе в 1898 году в 25-й
день февраля из Верхних Шашов Биби-Зухра дочь Сафиуллы, жена
Нигметзяна сына Курбангали в возрасте 60 лет, похоронена в
субботу".
6 эпитафия
Текст: "...могила покойного Сулеймана сына Ибрагима.
По хиджре в 1274 году, в 15-й день зульхиджы... По румийе
в 1858 году 15 июля...".
5. Наласа
1 эпитафия
Текст: "На суд Всевышнего. В деревне Наласа ученый,
имам и слуга мелла Салих ибн Абульхайр в 1885 году 5 июля,
в первую пятницу рамазана в 58 лет..."
6. Качелино
1 эпитафия
Текст (отрывок): "На суд Аллаха. Бибигайша дочь Махмута,
жена Гиззатуллы умерла в 1898 году, в ноябре, в возрасте 55
лет..."
7. Культесь
Текст: "Мухаммед-посланец Аллаха. Нурмухам-мед ибн
Тагир в течение долгих лет был имамом в деревне Культесь,
умер в возрасте 63 года по милади в 1884 году 1 мая, по хиджре
в 1301 году, 16-й день разяба".
Примечание: Могила отца татарского ученого Шамсутдина Культеси.
Текст: "... Габдулла сын Сагита по милади в 1896
году 5 декабря в возрасте 44 года перешел в мир вечности".
9. Новый Кырлай
1 эпитафия
Текст: "... в 1895 году 3 апреля Гайша дочь Фатхуллы,
жена Ибрагима из деревни Новый Яваш скончалась в возрасте
70 лет. Да будет ей милость Аллаха Всевышнего".
10. Корса
Текст (отрывок): "... по хиджре в 1305 году в 29-й
день рамазана Нигматулла ибн Габдулла из Ядыгеря умер в возрасте
70 лет, в субботу, во время остановки в Корсе. Похоронен в
30-й день рамазана. По румийе похоронен в 1888 году, 29 мая..."
Надгробия начала XX в.
1. Ташкичу
1 эпитафия
Текст: "Во имя Аллаха. Ученый, человеколюбивый мелла
Багаутдин аль-Марджани перешел в мир вечности по румийе в
1908 году 17 апреля, в возрасте 68 лет".
Примечание: Эпитафия установлена на могиле отца татарского
писателя Махмута Галяу, младшего брата Шигабутдина Марджани.
2 эпитафия
Текст: "... в 1902 году, 14 апреля Ахметзян сын Халита
из деревни Ташкичу Казанского уезда, прожил на свете 75 лет..."
3 эпитафия
Текст (отрывок): "...могила Шагиахмета сына Шагимардана".
Примечание: Фрагмент надгробия 1921 г.
2. Нижняя Ура
1 эпитафия
Текст: "Могила Казанского мещанина Ахметзяна сына
Махмута Рафикова. Похоронен 23 декабря 1909 года, в возрасте
77 лет".
3. Симетбаш
1 эпитафия
Текст: "На суд Аллаха. По румийе в 1913 году 17 февраля,
по хиджре в 1332 году, в 23-й день рабигульауваля Мухаррям
сын Музаффара из Симетбаша, в возрасте 67 лет..."
Конечно, комплекс надгробий Арского района не ограничивается
вышеуказанными эпитафиями. Данная статья является лишь частью
материалов и сведений, собранных автором в течение двадцати
с лишним лет. Она представляет собой этап в изучении духовно-культурного
и материального наследия татарского народа.
Статья М.И. Ахметзянова из книги "Арча төбәге
тарихы - История Арского края", 1996