В тенистом саду к югу от Большой Ханской мечети
расположено Ханское кладбище (мезарлык). Здесь покоится прах
девяти крымских ханов, сорока пяти членов ханского рода (мужчин и
женщин), а также ряда представителей высшей придворной знати.
Кладбище в Ханском Дворце - не единственное место, где
хоронили крымских правителей и членов их семей. В крымской столице
было несколько таких мест. Эти кладбища располагались в пригородах
Бахчисарая - Салачике и Эски-Юрте. Там до сих пор высятся дюрбе с
захоронениями государей, правивших в 15 - конце 16 столетий. Кроме
того, многие крымские ханы нашли последнее пристанище за пределами
родины. Их прах покоится в земле Турции, Греции, Болгарии, России,
Южной Украины. Как сообщал биограф ханского рода Халим Герай, в
Хансарае нашли последнее пристанище следующие правители Крымского
государства:
- Девлет I Герай, 1577
(памятник не сохранился) - Газы II Герай, 1607
(памятник не сохранился) - Ислям III Герай, 1654
(памятник не сохранился) - Мехмед IV Герай, 1674
(памятник сохранился) - Хаджи Селим I Герай, 1704
(памятник не сохранился) - Менгли II Герай, 1739
(памятник сохранился) - Селим II Герай, 1748
(памятник сохранился) - Арслан Герай, 1767 (памятник
сохранился) - Крым Герай, 1769 (памятник
сохранился)
На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе -
северное ("дюрбе Девлета I Герая" 16 века с шестью захоронениями) и
южное ("дюрбе Исляма III Герая" 17 века с девятью), а также ротонда
с единственным погребением Менгли II Герая. Внутри обоих дюрбе и
вдоль дорожек сада стоят памятники, высеченные из мрамора или
известняка - за пределами мавзолеев их насчитывается 98 (вместе с
отдельными фрагментами памятников). К сожалению, многие надгробия
утеряны.
Памятник
хана Селима II Герая, 1748
Большинство мраморных монументов украшено изысканной орнаментальной
резьбой. Символы скорби (склоненный кипарис, роняющая плоды
пальма) соседствуют здесь с символикой вечной жизни (роза, виноград,
стилизованная розетка).
Памятники Ханского кладбища построены по единой схеме,
состоя из каменного "саркофага" и двух вертикальных каменных стел с
торцов. Головные стелы увенчаны высеченным в камне изображением
головного убора (мужского или женского) и украшены эпитафиями. Эти
эпитафии могут иметь вид как лаконичного призыва к молитве за душу
покойного, так и целого поэтического произведения описательного либо
философского характера.
Как образец поэтической эпитафии, процитируем надпись
с памятника калги Саадета Герая:
Ненавистная судьба зарыла в землю алмаз с нитки рода ханов
Чингизовых. Много алмазов было у Саадета Герая, калги крымского.
Ныне одним из них является Бахт Герай-султан, правосудный и умный.
Да украшается он счастьем, пока тот (Саадет Герай)
лежит в земле. Высокостепенный отец его отличался умом в роде
Чингизовом. Да будет милосердие Божье над ним и всеми его предками!
Праведные и в вечности царствуют! Раб Хамди написал год его смерти:
при таком счастье да восседает он на украшенном троне в раю. 1176
(1762) г.
Всякое кладбище в Крыму считалось святым местом - и тем большим
благоговением были окружены усыпальницы правителей Крымского
ханства. В старые времена при Ханском кладбище постоянно находились
специальные служители - дюрбедары, наблюдавшие за порядком
и читавшие молитвы за души усопших.