Мусульманские памятники Кырк-Азизлера
- особый вид старого крымского искусства. Внимательно присмотревшись
к обветренным известняковым плитам, можно увидеть сложную и
целостную систему орнаментов и символов.
Самые старые памятники - "молчаливые"
(т.е. лишенные каких бы то ни было
надписей) широкие плиты с крышеобразной
спинкой. На поверхности некоторых из них,
как описал Усеин Боданинский,
высекались лунки числом до дюжины,
причем местные жители считали, что таким
образом обозначался возраст умерших. На
единственном сохранившемся образце
вместо лунки можно найти лаконичную
розетку.
Памятник архаичного типа
Памятник Шах-хатун
Более изящной разновидностью
этих каменных "сундуков" является
дорогой, высеченный из прекрасного
привозного мрамора памятник знатной
дамы Шах-хатун: его строго ограненные
скаты покрыты вязью неглубоко врезанной
надписи, в которой находится место и
имени покойной, и священным цитатам.
Наиболее распространенным
типом надгробий является т.н. "двурогий"
памятник с небольшими вертикальными
стелами. Эта конструкция использовалась
в самых разных вариациях. Погребальный
обряд предписывал класть покойного
головою на запад, обращая его лицо к югу -
к священному городу Мекке. Западная
стела двурогого памятника, таким
образом, являлась основной, головною.
Зачастую на ней было начертано имя
похороненного человека, а на стеле в
ногах - дата погребения. Впрочем, четких
канонов тут не существовало, могло быть
и наоборот: надписи покрывали спинку или
бока камня, а стелы украшались лишь
орнаментами. Встречаются надписи на
трех языках: арабском, тюркском и
персидском. Порой на надгробиях - даже
богато декорированных резными узорами -
не высекалось вообще никаких надписей.
Один из типичных образцов двурогого памятника
Фрагмент надписи с надгробия Хасене-хатун
Ряд надписей являются
замечательными примерами мастерства
местных каллиграфов и резчиков по камню
- стоит обратить внимание, например, на
"сочную" вязь в стиле сульс (отличавшемся
намеренной утолщенностью и
полновесностью линий) на надгробии
Хасене-хатун.
Западные стелы памятников могли
выполняться в виде головного убора -
чалмы (на памятниках того же периода из
Старого Крыма изображалась также
старинная войлочная шапка - давно
исчезнувший компонент
крымскотатарского традиционного
костюма), а восточным иногда придавали
облик миниатюрных моделей погребальных
сооружений - дюрбе.
Стелы в виде чалмы и дюрбе
Видимо, в народе бытовал обычай
зажигать при гробницах свечи: на
некоторых памятниках можно видеть
каменный подсвечник. Иногда на стелах
высекался интереснейший символ:
условное изображение висячего
светильника с язычком пламени. Спустя
несколько столетий (в эпоху Крымского
ханства) светильник на цепях продолжали
изображать на предметах, имеющих
отношение к культу - только уже не на
надгробиях, а на молитвенных ковриках и
в михрабах мечетей.
Подсвечники на памятниках
Изображения светильников
Памятники покрыты богатыми
орнаментами - здесь и розетки, и свитые
жгуты, и затейливо переплетенные
узорные полосы. Стилистически вся эта
строгая и изысканная геометрия
относится к сельджукскому стилю. Эта
орнаментальная традиция вместе с целой
архитектурной школой была
позаимствована тюрками Крыма у жителей
Малой Азии - тюрок-сельджуков, создавших
свой неповторимый стиль в декоративном
и монументальном искусстве. Влиянием
сельджукизма в Крыму отмечены, помимо
надгробий Кырк-Азизлер, несколько
древних зданий. Немало тюрок-сельджуков,
к слову, проживали в Восточном Крыму и
имели там земельные наделы, подаренные
им золотоордынскими ханами.
Типичный элемент сельджукского орнамента
Заметим, что сельджуки в своем
искусстве часто изображали людей,
зверей, птиц, рыб. Религиозные
предписания Ислама для предотвращения
идолопоклонства рекомендуют избегать
изображения живых существ - тем не менее,
в искусстве ряда мусульманских народов
такие изображения были весьма
распространены - и к идолопоклонству
они не имели ни малейшего отношения,
являясь просто красивым элементом
декора. Иногда изображения живых
существ попадаются и среди каменной
живописи памятников Кырк-Азизлер.
Например, на одном из них схематически
высечены голуби, скорбно склонившие
головки. А на другом монументе изображен даже кентавр с луком в руках.
Два голубя на стеле
Это лишь краткий и популярный обзор стилистики памятников
кладбища Кырк-Азизлер. Более подробные сведения по данному вопросу
можно найти в статье У. Боданинского
и А. Башкирова 1925 года. Будем надеяться, что в скором
будущем появятся и современные исследования по этой чрезвычайно
интересной теме.