Если пребывание татар в Литве и Польше в целом насчитывает 600 лет, то непосредственно
в Варшаве первые мусульмане появляются значительно позже, а конкретно - после
поражения польского восстания 1830-1831 годов.
С 1835 года в столице Королевства Польского дислоцируется (в составе гарнизона царских войск) полк кавказской кавалерии. Умиравших военнослужащих-мусульман хоронили на первых порах практически в открытом поле между Черняковом и Секерками, где в настоящее время расположено центральное кладбище Варшавы - Повонзки, район Воля.
Однако в скором времени выявилась острая необходимость в постоянном месте захоронения мусульман. В 1839 году по особому разрешению при нынешней улице Млынарской возникает первое в Варшаве мусульманское кладбище-мизар. Это было военное кладбище, хотя на нем погребали также и гражданских лиц мусульманского происхождения, которых в Варшаве в то время проживало немного.
Небольшая площадь мизара на Млынарской и постоянное присутствие большого российского контингента в столице Королевства Польского и ее окрестностях вынуждали командование заложить другое кладбище. В 1867 году, по инициативе варшавского муллы Сюняева, оно появляется на улице Татарской.
Что касается первого мизара, то он, к сожалению, приходит в упадок и полностью разрушается к началу XX века. В данный момент кладбище закрыто и ждет своей реставрации.
Второе кладбище функционировало как военное до первой мировой войны. Однако на нем разрешалось погребать, и гражданских польских татар и мусульман.
После вторжения немцев в Варшаву (август 1915 года) там находили свой покой российские солдаты мусульманского вероисповедания, взятые в германский плен.
В межвоенный период здесь хоронили польских татар, эмигрантов из СССР (Крым, Кавказ, Поволжье), офицеров-мусульман, служивших в польской армии, дипломатов из восточных стран.
В годы второй мировой войны кладбище подверглось сильному разрушению, особенно в период Варшавского восстания 1944 года. В результате чего на нем сохранились не все надгробия как межвоенного периода, так и более раннего.
Тем не менее данный мизар на улице Татарской существует по сей день и представляет собой большую историческую ценность, являясь некрополем для всех польских мусульман, а не только местных. Здесь находятся могилы многих польско-литовских татар: генералов, юристов, служителей ислама, общественных деятелей, участников войн, узников концлагерей и т.д.
Это кладбище в 1976 году было взято под охрану и стало одним из национальных памятников культуры Польши.
В последние годы оно было обнесено новой красивой кирпичной стеной и были поставлены новые (в восточном стиле) ворота.
При входе в ворота открывается удивительно ухоженная территория, с денными в надлежащий вид надгробьями.
При беседе со смотрителем данного мизара выяснилось, что кладбище содержится как на средства Варшавской мусульманской религиозной гмины, так и за счет личных взносов и пожертвований татар-потомков, живущих в Польше и за рубежом.
Здесь покоятся останки представителей известных татарских родов: Ахматовичей,
Бучацких, Кричиньских, Милюшицких, Мурза-Мурзичей, Соболевских, Сулькевичей,
Туган-Барановских, Шехидевичей и др.(снимки 1, 2).
На кладбище сохранилось два памятника, стоящих на могилах двух известных генералов мусульман российской армии (снимки 3, 4).
В Варшаве в межвоенный период жили эмигранты-татары из Поволжья (Казань). Среди
них встречаются такие имена, как Терегулов, Исхаки,
Керими и др. Последний из них, известный деятель Идель-Урала,
нашел свой покой на данном кладбище (снимок 6). Он трагически
погиб 5 апреля 1934 года. В 1936 году имам Фазлеев совершил
траурный молебен в его честь.
В Варшавской мусульманской религиозной гмине были свои имамы. Наиболее известным и последним перед второй мировой войной являлся Али Воронович. Он родился 1 апреля 1902 года в Лаховичах в Литве, в татарской. семье. В 1929 году закончил школу подхорунжих артиллерийского резерва. В 1923 году Воронович получает диплом магистра ориенталистики Львовского университета. Через год вместе с Мустафой Александровичем направляется на учебу в известный Каирский университет Аль Азхар, где учился до 1936 года. Прекрасно знал арабский язык, на котором много публиковался. Писал докторскую диссертацию об арабских словах в польском языке. Опубликовал ряд работ по истории ислама и татар Речи Посполитой.
В 1937 году его выбирают и утверждают имамом Варшавской религиозной гмины. Эти функции он исполнял до осени 1939 года. Одновременно А. Воронович назначается мусульманским капелланом в 1-й эскадрон татарских улан.
После начала войны он с семьей эвакуируется на восток в направлении Кельц, где следы его исчезают. Есть предположение, что он трагически погибает в 1941 году.
Тем не менее, на Варшавском татарском кладбище есть его символическое захоронение. О чем свидетельствует приводимая фотография (снимок 7).
Ныне Варшавское татарское кладбище находится под надзором мусульманского религиозного
центра, который располагается в новом прекрасном здании (снимок 5) на улице
Вертига, 103. Председателем центра является Александр Али Козакевич.
В Варшавском мусульманском религиозном центре располагается, кроме управления, помещение, недавно значительно расширенное, для проведения служб, то есть внутренняя мечеть. Ее услугами пользуются не только польские татары, но и представители дипломатического корпуса восточно-мусульманских стран, с которыми Польша поддерживает дипломатические отношения.
Осмотрев кладбище, побеседовав с руководством мусульманского религиозного центра в Варшаве, приходишь к выводу, что польско-литовские татары внесли в богатую историю Речи Посполитой неоценимый вклад, и преклоняешь голову перед их памятью.
В последнее время в Польше снова стало слышно о татарах в Крушинянах и Вехониках, в окрестностях Белостока, которые можно назвать островком Польского Татарстана.
Юрий Малафеев,
докторант Польской Академии наук, Варшава