В каждом периоде, у разных культур и цивилизаций, у каждого народа
есть удивительное место, которое показывает отношение человека к
миру, к жизни, отображающее этические качества.
Это - зират, кладбище. В частности, отдельная могила того или
иного человека.
Место, мимо которого мы стараемся проходить молча и как можно
тише, иногда с опаской и даже с некоторой суеверной боязнью. Войдя
в кладбищенскую ограду, мы тонем в собственных воспоминаниях, мыслях.
Это место таинственно и загадочно.
В этом безмолвном молчании, суеверии и в памяти людей переплетаются
вместе святость и неопределенность, таинственность. Это мир изумительного
и волшебного безмолвия. Умершие есть, их много. Количество их не
охватишь даже мыслью! И нет оттуда возвратившихся. Что "там"?
Как?..
Для ощущения и осознания той "жизни" мало быть только
зрячим, нужно обладать еще особым душевным складом и чутьем. В той
жизни - вечная вечность и безмолвие... Да, здесь границы бренного
настоящего и вечного... Многие проходят эту границу. И все туда
и туда - оттуда возврата нет,
Да, оттуда нет возвратившихся. От тех людей остались лишь воспоминания.
Мы думаем о них, вспоминая прошлое, глядя на ограды и надгробия.
Для здравствующих зират - это Память... И поэтому люди, жившие
в любую эпоху, в какой угодно стране, принадлежащие к различным
нациям и исповедующие различные религии, никогда не оставались
и не будут равнодушными по отношению к кладбищам.
Правда, хотя никто не остается равнодушным, однако во все времена,
в самых многочисленных уголках Земли отношение к ним разное. Такое
положение вещей, вероятно, связано с традициями и духовной культурой
того или иного народа. А это, в свою очередь, связано с историей
и общественно-социальной жизнью этого народа. Поэтому прошлое людей,
их сегодняшнее духовное и материальное состояние неразрывно связано
с их отношением к могилам предков.
... Судьба подарила мне возможность побывать во многих местах.
В поисках древних рукописей и книг мне пришлось проходить бесчисленное
множество дорог, побывать в самых различных областях, где проживают
татары - в Москве и в Рязани, в Красноярске и в Иркутске, на
Вятке и в Перми, в Крыму и в Астрахани... По возможности, в
каждом новом месте я, в первую очередь, старался увидеть кладбища.
Взгляд на могилы той или иной деревни, села, города всегда давал
возможность глубже понять духовную жизнь наших соплеменников,
их отношение к прошлому, их устремления в будущее. В одно и
то же время, как в каком-то волшебном зеркале, здесь отображаются
духовные, нравственные, этические ценности народа, его религиозные
воззрения, его материальное состояние - его культура! Исходя
из этого, - я мог с большой долей уверенности ответить на свой
же вопрос - можно или нет в этих краях найти древние рукописи
или нет.
На кладбищах, естественно, в первую очередь нас интересовали надмогильные
надписи (эпитафии). В разных областях они различны. На первый поверхностный
взгляд, одинаково оформленные, во многих случаях со схожими надписями,
надмогильные камни не представляют большого интереса. Однако, это
Не так. При внимательном их рассмотрении понимаешь, что многие из
них представляют уникальную ценность. В то же время заметно много
общих черт, вне зависимости от времени их создания и области нахождения,
присущим именно нашим предкам. Скажем, много общего в их техническом
и изобразительном оформлении. Если надмогильные камни прошлых времен
имеют куполообразную форму, то сейчас они в основном прямоугольные.
Эпитафии сообщают нам не только биографические данные усопшего,
но и открывают неизвестные страницы прошлого народа, факты истории
сел и городов. При внимательном рассмотрении мы видим, что надмогильные
камни дают порой неизвестные, неисследованные и оригинальные информационные
материалы. Наиболее плохо изучены эпитафии последних десятилетий.
Можно даже сказать, что вообще не изучены.
Эта проблема всегда будоражила мой ум. Наряду с ростом профессионального
изучения эпитафий булгаро-татарской эпохи, во мне рос интерес к
изучению могильных надписей последних лет, росла необходимость подготовки
специалистов в этом направлении. Однако, что интересно, я не мог
всерьез "окунуться" в эти проблемы - не было желающих
заняться этим нужным делом. Были, но быстро остыли. И причины этому
различны...
Я начал терять надежду... И вот, три года назад, ко мне подошел
только что перешедший на второй курс нашего факультета студент Ирек
Хадиев. Он сказал, что интересуется современными надмогильными надписями,
и, если я выражу свое согласие руководить его работой, он с охотой
взялся бы за это дело. Мы с ним побеседовали, и я узнал, что интерес
к современным эпитафиям появился у Ирека во время практики в Оренбурге,
где он познакомился с "каменным архивом" поселка Татарские
Каргалы. Поговорив, мы пришли к выводу, что правильнее было бы начать
исследование с кладбища в Ново-татарской слободе (Яңа Бистә) города
Казани, в дальнейшем имея в виду и посещение "каменных архивов"
Оренбурга, Уфы и других областей, где проживают татары.
И вот появились первые результаты научной работы. Хотя кладбище
Ново-татарской слободы еще "молодое", заметно его
своеобразие и особенности, и это веско говорит о серьезной научной
значимости данной работы. Поэтому мы предлагаем читателям журнала
"Идель" первые результаты исследований
Ирека Хадиева, которые, повторюсь, открывают в изучении
эпитафий новое направление. При этом я ставлю перед собой две
цели.
В первую очередь, хотелось бы пожелать дальнейших успехов молодому
коллеге, проявившему инициативу и взявшемуся за такую сложную тему.
Надеюсь, он и в дальнейшем продолжит ее изучение.
Во-вторых, хотелось бы, чтобы о наших кладбищах получили более
обширную информацию читатели молодежного журнала. Ведь в последние
60-70 лет очень многие из нас под воздействием господствующей идеологии
бездуховности, представляли кладбища "мусорной ямой прошлого".
Зират- это святое место, где переплетаются обычное и таинственное,
бренное и вечное. Это в полном смысле слова Площадь Памяти. И это
своеобразный исторический архив и, видимо, поэтому наши деды старались
содержать его в чистоте, порядке. Как бы они удивились увидев на
кладбище битые стекла, банки из-под краски, рваное тряпье и естественное
для нас зрелище - распивающих спиртное среди могил мужиков... А
если б видели они, что камни с могил предков служат фундаментом
для церквей...
Как мы будем себя вести по отношению к могилам дедов и отцов,
так и внуки наши будут себя вести по отношению к нашим...
Зират - это зеркало духовного облика людей, их нравственного лица...
Миркасыйм Усманов, профессор
Перевод Булата ХАМИДУЛЛИНА опубликовано в журнале "Идель" №6, 1993г