Надписи для жителей Джучиева Улуса были не только спутниками в их повседневной
жизни, они сопровождали их и в последний путь. Арабские письма наносились и
на надгробные сооружения, склепы. Болгаро-татарские надгробные памятники являются
ценным, а порой просто уникальным источником для исследования различных сторон
жизни общества, поскольку в них отражается материальная и духовная культура
народа.
Болгаро-татарские надгробные памятники изучены достаточно подробно. В этой области
особенно большая работа проделана учеными Х.Ф. Фаизхановым, Г.В. Юсуповым, Н.Ф.
Калининым, Ф.С. Хакимзяновым, Д.Г. Мухаметшиным. Однако объектом внимания ученых
стал прежде всего язык надписей и особенности внешнего вида памятников, а надгробные
плиты как явление духовной культуры, отразившее взгляды людей средневековья,
изучены слабо.
У многих древних народов было принято ставить на могиле каменный памятник с
надписью. На могилах знаменитых людей сооружались мавзолеи. Обычай устанавливать
на могилах каменные памятники с надписями в мусульманских странах появился еще
в VII-VIII веках. С X века он получает распространение в Средней Азии, на Кавказе.
Надписи, найденные в этих регионах, весьма схожи с надписями на болгаро-татарских
надгробных памятниках. В городе Болгаре жила когда-то колония армян, обосновавшихся
здесь еще до монгольских завоеваний. Их церковь была расположена восточнее Ханской
мечети (сейчас эти развалины христианского собора условно называют "Греческой
палатой"). Церковь была поставлена со строгим учетом сторон света [378].
От этой армянской колонии осталось пять надгробных плит с надписями. Наряду
с текстом на армянском языке на этих плитах встречаются и арабские буквы [334,
с. 45]. Самая древняя из надписей относится к 1218 году. Эти надгробные памятники
не могли в какой-то мере не повлиять на болгарскую традицию устанавливать памятники
на могилах умерших. Ранее мы уже упоминали об обычае в Тюркском, Хазарском каганатах,
в Великом Болгаре на могилах умерших устанавливать различные сооружения и памятники
с надписями.
Стало быть, болгаро-татарские надписи на могильных плитах связаны не только
с исламом, это еще и древнетюркская традиция. Кроме того, болгарам были хорошо
известны каменные изваяния, в большом количестве представленные на территории
Дешт-и-Кипчака. Ананьинские племена, считающиеся предками современных финно-угров,
живших в нашем регионе в VIII-III веках до нашей эры, тоже сооружали на могилах
своих высокопоставленных соплеменников памятники с рисунками. Они сохранились
до наших дней. Естественно, болгары знали об этих памятниках. Таким образом,
распространение в Болгарии обычая устанавливать надгробные памятники с надписями
обусловлено многими причинами. Ясно одно: от домонгольского периода не сохранилось
ни одного надгробия с надписью или хотя бы какого-нибудь достоверного сведения
о них. Самая древняя болгарская эпитафия, обнаруженная в Болгарском городище,
но, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней, датирована 1244 годом. У арабов
эпиграфические находки относятся к VI-VIII вв., но обычай писать на могильных
плитах никогда не одобрялся служителями культа и ханафийским учением. А болгары,
как мы уже говорили ранее, были сторонниками именно ханафийского учения и старались
прилежно следовать правилам этого учения еще с домонгольских времен. Если задуматься,
то обычай ставить на могиле простого человека памятник с восхваляющей его надписью
действительно противоречит основам ислама. Главное положение ислама гласит:
"Нет Аллаха, кроме Аллаха, Мухаммед - его пророк". Между тем памятник
на могиле - это стремление возвеличить простое земное существо. Однако это противоречие
было разрешено. На памятниках стали высекать суры Корана, прославлять Аллаха
и заявлять о своем преклонении перед ним. Обычай ставить на могиле каменную
плиту перенимают и ханафитские последователи. Однако болгары, оторванные от
исламских центров, не особенно спешили перенять этот обычай. Они пытались сохранить
первоначальную чистоту религии, принятой еще в древности, не вникая в разногласия
между различными исламскими учениями в центрах.
Однако после образования Джучиева Улуса, частью которого становится
и Болгария, положение меняется. Усиливаются связи Болгарии с
другими входящими в состав Джучиева Улуса странами - Средней
Азией, Кавказом, откуда в Болгарию проникает обычай ставить
надгробные памятники с надписями и сооружать мавзолеи. Но все
же эти величественные сооружения в основном ставились лишь на
могилах болгарской знати. Кроме того, в последние годы ученые
высказывают мнение, что эти обычаи в Болгарии связаны с распространением
идей суфизма [330, с. 119; 450, с. 144]. В отдельных его братствах
был широко распространен культ предков, святых, культ отдельных
личностей, в связи с чем и было принято пышно помечать могилы
их родственников плитами с надписью. Такие плиты назывались
"белге", то есть "пометка на могиле" [441,
с. 68]. Позднее у татар слово "билге" имело то же
самое значение. Одна из деревень в Алькеевском районе Татарстана,
где сохранились болгарские могилы, называется Таш Билге
(Каменная метка) - Тяжбердино.
Ф.С. Хакимзянов, проводя исследование языка эпиграфики, пришел к выводу, что
он довольно сильно отличается от разговорного и литературного языка своего времени,
это совершенно специфический язык [442; 441, с. 5-15]. Среди эпитафий немало
текстов, близких по языку к современному татарскому. В диалектном отношении
тюркоязычные надгробные памятники разделены на три группы: Т-диалект, Дж-диалект
и Й-диалект [441, с. 18-19]. Дж-диалект был характерен для болгар Приазовья
и хазар. Они пользовались в основном сульским и куфическим стилем. Ф.С. Хакимзянов
обнаружил в этих письмах влияние древнетюркского и особенно уйгурского письма
(некоторые надписи, например, сделаны столбиком сверху вниз) [334, с. 76-77].
Весьма характерными являются надписи на плитах следующего
содержания: Аллах бессмертен, все другие живые существа смертны,
однако смерть - это всего лишь переход из этого мира в другой.
Приводятся слова, возвеличивающие Аллаха, потом приводятся слова
из Корана, соответствующие обряду погребения. Затем перечисляются
хорошие качества покойного, его почетные имена и титулы, приводится
его родословная. У Аллаха просят быть милосердным к душе покойного.
Затем сообщаются сведения о дате его смерти - год, месяц, число,
день недели. На некоторых надгробиях приведен стих арабского
поэта Абу-ль-Аттахи: "Смерть - дверь, и все люди войдут
в нее" [334, с. 47-49]. И действительно, каменные памятники
своей формой, заостренной кверху, напоминают двери величественных
восточных зданий. Татары частенько древние кладбища называют
"иске йорт" ("старый дом"), "төп
йорт" ("основной дом"), "йорт өсте"
("верх дома"). "Верх дома" - это крыша дома,
находящегося под землей, в ином мире. "Основной дом"
- это дом в ином мире, так как дом на земле - это лишь временное
пристанище. Судя по надписям на надгробных памятниках, человек
после смерти переходит из временного дома в вечный, основной.
Интересно то, что на некоторых памятниках или плитах имеется
даже схематическое изображение этого "вечного дома".
Например, на обратной стороне надгробного памятника XVI века,
найденного возле деревни Средние АтыАрского
района, нарисован домик под крышей со скатом (рис. 115).
На других надгробных плитах квадратной формы стена дома и скат
крыши украшены изображением цветка. Этот рисунок, видимо, символизирует
жизнь на том свете. Некоторые надписи изображают вечность как
цветущий сад. Этот образ отражен на многих надгробных памятниках.
Их верхняя часть и края украшены цветочным орнаментом. Эти узоры
очень созвучны тому, что сказано в Коране: люди, совершавшие
при жизни богоугодные дела, после смерти будут жить в райском
саду среди цветов.
Мы уже рассмотрели самые характерные эпитеты, описывающие преуспевающего человека,
взятые из археологических находок. С этой точки зрения "каменные знаки"
(таш-билге) более своеобразны. Хотя все "ташбилге" ставились в основном
на могилах болгаро-татарской знати, все же между ними существует разница.
Вот качества, которыми охарактеризованы эмиры и другие представители высших
слоев населения: очень великий, очень знаменитый, очень прославленный, из благородного
рода, очень уважаемый, непобедимый, гордость своей религии и своего рода, опора
для слабых. У людей более низкого происхождения подчеркиваются другие качества:
верность религии, воспитатель ученых, сирота, вдовец, помогающий бедным, возводящий
мечети, совершающий богоугодные дела. Прославляемые качества у женщин: скромность,
целомудрие, терпимость, благочестие, доброта, безгрешность, заботливость, склонность
к совершению хороших, добрых дел.
Культура надписей на могильных плитах, весьма развитая в Джучиевом Улусе, была
унаследована населением Казанского ханства. В этот период их содержание и украшение
стали еще более изысканными. Эти надписи прославляют Аллаха и человека, призывают
спешить делать хорошие, добрые дела на этом свете. Они проникнуты глубоким уважением,
почтением к своим предкам и истории. На некоторых плитах горечь потери близкого
человека выражена стихотворными строками. Например, на могиле человека, умершего
в 1552 году, вырезаны следующие строки:
1. "Для смерти радость
2. настала. Наша радость
3. ушла. Как будто коварным соколом
4. улетела. Не найдется желан-
5. [ный] наш. Ог[орчениями] оборвал надежды
6. ушедший. Да[же]
7. в печали своей утопая, у-
8. [шел]. О юноша, душа моя не раду-.
9. [ется]. Опечаленный ушедший,
10. о юноша, отними душу мою" [479, табл. 61].
Как видим, эти строки разительно отличаются от традиционных надписей на могильных
плитах, пропитанных суфизмом и изображающих смерть лишь как переход из одного
мира в другой.
Эти каменные плиты и памятники с надписями всегда бережно охранялись народом
как святыни. Традиция ставить на могилах памятники с надписями дошла до наших
дней.
стр. 267 - 271 из книги Гамирзяна Давлетшина "Очерки
по истории духовной культуры предков татарского народа".
Казань, Татарское книжное издательство, 2004