Исламское искусство Дагестана:
формирование и характерные черты
М.М. Маммаев
Одна из множества причин слабой изученности исламского искусства
Дагестана кроется в том, что до недавнего времени не было возможности
объективной оценки мусульманской религии как всеобъемлющей системы
вероучения, права, морали и этики. Всячески поощрялись исследования,
подвергавшие критике как сам ислам, так и связанное с ним искусство.
Ученые были крайне ограничены в изучении того значительного
вклада, который внесли мусульманские страны, в том числе и Дагестан,
в мировую художественную культуру.
За годы воинствующего атеизма мусульманская культура Дагестана
и ее составная часть — исламское искусство понесли значительные
потери. Были разрушены многие памятники культовой архитектуры
— мечети, минареты, мадраса и мавзолеи. Погибло немало ценных
произведений исламского искусства — образцы художественной резьбы
по камню и дереву, штуковые рельефы, представлявшие составные
части декора мусульманских архитектурных сооружений, ковровые
и другие изделия с исламской символикой или декоративными арабскими
надписями. Утрачено немало и памятников письменной культуры
— рукописей на арабском, персидском и местных языках.
Настоящая статья не ставит целью детальное освещение проблем
исламского искусства в целом, в ней затрагиваются лишь некоторые
вопросы формирования и развития этого искусства, а также определяются
его характерные особенности. Исламское искусство Дагестана —
это довольно обширная тема, требующая глубокого и всестороннего
научного изучения и осмысления в свете тех существенных позитивных
перемен, которые произошли в отношении к религии в современном
обществе.
Принятие дагестанскими народами ислама оказало огромное влияние
на их исторические судьбы и на все сферы духовной культуры.
Процесс исламизации горного края охватил весьма длительный период
с VII по XVв. и завершился утверждением здесь мусульманской
веры суннитского толка как официальной религии и идеологии 1.
Начиная с VII—VIII вв. Дагестан надолго оказался в сфере политического
и культурного влияния стран арабо-мусульманского Востока. Вместе
с мусульманством в Дагестан проникла высокая и передовая в условиях
средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя
важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной
литературы стран Ближнего и Среднего Востока.
Одновременно с этим в Дагестане распространились специфические
формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских
стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые
существа и жесткие рамки религиозных канонов направили творчество
дагестанских мастеров на разработку орнамента, который еще в
эпоху средневековья становится необычайно богат по видам и многообразен
по композиционным решениям.
В этот период развернулось строительство культовых мусульманских
сооружений — мечетей и минаретов, а также мадраса, которые возводились
лучшими зодчими. Детали этих сооружений — порталы, двери, окна,
карнизы, михрабы и мимбары — украшали великолепной художественной
резьбой и декоративными надписями знаменитые резчики по камню,
дереву, штуку (алебастру) и другие мастера.
В средневековом Дагестане, как и в странах Ближнего и Среднего
Востока, одним из распространенных видов художественного творчества
становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового
искусства Востока справедливо отмечают, что «высокоразвитая
каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии,
философии, науки, расценивалась как искусство и занимала среди
других его видов почетное место. Достигнув необычной тонкости
и изящества в применении различных усложненных почерков, каллиграфия
превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную
роль в искусстве мусульманского средневековья» 2.
Афоризмы, изречения из Корана, благо пожелания, имена владельцев
тех или иных предметов, надписи исторического содержания, эпиграфический
орнамент, с большим мастерством исполненные декоративно трактованными
арабскими буквами, украшали различные произведения прикладного
искусства Дагестана — керамику, изделия из металла, резного
дерева, камня и кости, художественные ткани и ковры, оружие,
а также культовые и гражданские архитектурные сооружения. Очень
широко использовались надписи из затейливой вязи арабских букв,
обычно вплетенные в орнаментальные композиции, для художественной
отделки мемориальных (надмогильных) памятников в виде вертикально
поставленных каменных плит.
Изысканная художественная отделка характерна и для рукописных
книг, которые скапливались в средневековом Дагестане в виде
частных и общественных коллекций. Книжная орнаментика составляла
особую область прикладного искусства.
Переписывание и художественное оформление книг считалось весьма
почетным занятием. Этой деятельности, требовавшей длительной
подготовки, огромного труда, терпения и усидчивости, а также
хорошего знания арабского языка, многие алимы посвящали всю
свою жизнь. В дагестанских селах Акуша, Кубачи, Кумухе, Хунзахе,
Согратле, Ихреке, Башлы, Эндери и других в средние века работали
профессиональные переписчики книг — катибы, достигшие высокого
мастерства в арабской каллиграфии3.
Надмогильный памятник из селения Кубачи.
783/1381-82 г. Камень. Прорисовка
Исламское искусство Дагестана периода средневековья нельзя
считать привнесенным извне вместе с проникновением в Страну
гор арабо-мусульманской культуры. Искусство это формировалось
на основе синтеза арабо-мусульманского искусства и богатых традиций
доисламского декоративно-прикладного искусства, народной архитектуры
и устного художественного творчества дагестанцев.
Еще до проникновения ислама в горный край и утверждения его
как официальной идеологии здесь развивались различные виды декоративно-прикладного
искусства — художественная обработка металла, ковроделие, керамическое
производство, резьба по камню и дереву, обработка кости и т.д.,
имеющие давние традиции, базирующиеся на многовековом опыте4.
На столь же древних традициях основывались строительное дело
и архитектура. В средние века и позднее мусульманские культовые
сооружения — мечети и минареты обычно возводились с учетом сложившихся
в Дагестане в доисламское время архитектурно-художественных
традиций, хотя, надо отметить, на формы и декор этих сооружений
оказали влияние особенности мусульманской культовой архитектуры
Востока.
Проникновение в Дагестан арабо-мусульманской культуры существенно
обогатило местное традиционное искусство, дало новый толчок
для его дальнейшего роста и определило на многие века путь исторического
развития искусства Дагестана в общем русле развития художественной
культуры и искусства стран мусульманского Востока.
С проникновением этой культуры в средневековом искусстве Дагестана
складывается новый стиль. Использование в декоративных целях
арабских надписей необычайно расширило художественные выразительные
средства в отделке произведений декоративно-прикладного искусства
и различных по своему функциональному назначению архитектурных
сооружений.
В исламском искусстве Дагестана периода средневековья, как
и в искусстве мусульманских стран Закавказья, Ближнего и Среднего
Востока, значительное место занимал орнамент. В эпоху развитого
средневековья, в XIV-XV вв., он достигает невиданного ранее
расцвета.
Орнамент относится к той области художественного творчества,
в которой в яркой форме проявляются эстетические вкусы народа,
художественные способности и талант. В нем отразилась многовековая
мудрость народа, его художественно-эстетический опыт и даже
определенные черты мировоззрения. Свойственный художественному
мышлению восточного средневековья принцип декоративности нашел
наиболее яркое воплощение в орнаментальном искусстве, которое
отражало мир действительности, хотя и условно, «по-своему воплощая
его богатство, и заключало подчас довольно сложный символический,
аллегорический и ассоциативный смысл, перекликающийся с образами
поэзии» 5.
Надмогильный памятник из селения Калакорейш.
783/1381-82 г.
Будучи важным и относительно устойчивым элементом художественной
культуры6, орнамент выступал как
один из характерных признаков своеобразия средневекового исламского
искусства Дагестана, а также в определенной степени этнического
многообразия декоративно-прикладного искусства дагестанских
народов — аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаранцев,
ногайцев и др.
Позволим себе не согласиться с теми исследователями (А.Ф.Гольдштейн
и др.), которые считают растительный орнамент не характерным
для Дагестана и рассматривают его как узор, привнесенный извне
в готовом виде7. Отрывать растительный
орнамент от дагестанской почвы, относить его к «азиатскому»
стилю в корне неверно. Растительный орнамент, как важный составной
элемент художественной культуры, столь же органически присущ
исламскому искусству Дагестана, сколь он характерен для искусства
народов Ближнего и Среднего Востока. В разработку орнаментальных
мотивов растительного стиля, как, впрочем, и эпиграфического,
ленточного, геометрического и других типов узора, дагестанские
мастера внесли свой вклад. На протяжении многих столетий этот
вид орнамента совершенствовался, обогащался и оттачивался многими
поколениями мастеров. Орнамент при этом приобретал присущий
для той или иной исторической эпохи «почерк», т.е. особенности
стиля и этнического своеобразия. За многие века сложились местные
особенности растительного орнамента — кубачинского, лакского,
аварского и т.д. Растительный орнамент во всем его неисчерпаемом
многообразии мотивов и композиционных построений находил и ныне
находит широкое применение в самых различных видах декоративно-прикладного
и монументально-декоративного искусства Дагестана.
Растительный орнамент, как проявление нового стиля, нового
направления в декоративном искусстве эпохи средневековья, формируется
и получает развитие в Дагестане одновременно с формированием
и развитием его в Закавказье, Средней Азии и мусульманских странах
Ближнего Востока. Имея немало сходных черт, средневековый растительный
орнамент в каждом из отмеченных регионов отличался специфическими
особенностями, которые проявлялись в типах и мотивах, в композиционных
решениях и колорите, художественном стиле и т.д.
Причины быстрого распространения и усвоения многими народами
этого вида орнамента кроются в сходстве процессов развития социально-экономических
отношений, которые сопровождались подъемом художественной культуры,
развитием строительного дела и архитектуры, художественных ремесел
и монументально-декоративного искусства.
Многие исследователи справедливо указывают на то, что растительный
орнамент нельзя считать порождением идеологии ислама. По верной
оценке известного искусствоведа проф. Б.В. Веймарна, «искусные
мастера восточного орнамента достигли виртуозности, создавая
изумляющие взор и волнующие чувства композиции, которыми они
украшали и огромные архитектурные плоскости, и разнообразные
бытовые предметы, и листы рукописных книг. Широкое распространение
искусства орнамента, чрезвычайно многогранно вошедшего в жизнь
людей и тесно связанного с народными художественными традициями,
было одним из специфических выражений декоративности, характерной
для средневековой художественной культуры вообще»8.
В средневековом Дагестане в художественном оформлении различных
архитектурных сооружений и мемориальных (надмогильных) памятников,
а также изделий прикладного искусства особое значение придавалось
декоративным арабским надписям, составляющим эпиграфический
орнамент. Почерком надписей большей частью служил поздний куфи,
являвшийся одним из основных видов декоративного почерка. Встречаются
еще надписи, выполненные почерком сульс. С конца XV в. и в последующее
время стал широко использоваться почерк насх, особенно хорошо
сочетающийся по характеру написания букв с растительным орнаментом.
Надмогильный памятник из селения Кумух.
889/1484-85 г.
Эти три типа средневекового арабского письма в архитектурной
эпиграфике и в декоре мемориальных памятников имеют несколько
разновидностей начертания и художественной трактовки. Иногда
одни и те же буквенные формулы или надписи, с незаурядным мастерством
подвергнутые многообразной художественной отделке, приобретали
замысловатость и яркую декоративность, когда в них включались
плетенки в виде так называемых узлов счастья или узлов благоденствия,
соединенных с буквенными стволами и образующих сплетения в виде
сердечек, петель, колеи и т.д. Из декоративных арабских надписей
составлялись самые разнообразные усложненные и оригинальные
композиции в виде медальонов, розеток, стилизованных изображений
птиц и т.д. Такие надписи предназначались для длительного и
внимательного рассматривания.
Эпиграфический орнамент выполняли каллиграфы, достигшие высокого
совершенства в своем искусстве — красоты, изящества и художественной
выразительности письма. Они являлись и превосходными орнаменталистами,
умеющими составлять не только эпиграфический узор, но и сложные
композиции, в которых гармонично сочетались растительный, эпиграфический
и другие типы орнамента.
Дагестанские мастера, творившие в средневековую эпоху в соответствии
с эстетическими канонами ислама, выработали свои приемы и устоявшиеся
правила декоративной отделки надмогильных памятников, основанные
на принципе гармоничных пропорций: декор наносили, придерживаясь
определенных соотношений между размером памятника, шириной эпиграфической
полосы, размерами букв декоративных надписей и орнамента, а
также соотношения центрального поля и узорно-эпиграфической
полосы. Хотя общие принципы гармоничного сочетания узора и эпиграфики
устойчиво сохранялись в Дагестане веками, сама форма надмогильных
памятников и узорно-эпиграфические композиции эволюционировали
и в разных частях Дагестана имели свои локальные отличия.
Мастера прикладного искусства, направляя свои творческие усилия
на совершенствование сложившихся, широко распространенных, порой
канонизированных узорно-эпиграфических композиций и на поиски
новой оригинальной их интерпретации, значительно обогащали декор
памятников, делали его богаче по форме и разнообразней по композиционному
решению.
Нередко в декор надмогильных памятников включались и доисламские,
очень долго бытовавшие в народном художественном творчестве
языческие символы — различного рода солярные знаки, вихревые
розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня,
всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. На мужских надгробиях
высекались еще изображения холодного и огнестрельного оружия,
газырей, обуви, кувшина для омовения, а на женских — расчесок,
ножниц, различных украшений 9 и
т.п. Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы.
Доисламские символы включались в резьбу каменных и деревянных
архитектурных деталей культовых и светских построек.
В художественном наследии Дагестана богатое и оригинальное
орнаментальное искусство, созданное за многие века и отличающееся
национально-этническим своеобразием, занимает одно из почетных
мест.
При наличии ряда общих черт с искусством мусульманских стран
Востока исламское искусство Дагестана периода средневековья
обладало ярко выраженной спецификой и локальным своеобразием.
В многовековой истории искусства дагестанских народов оно составило
один из важных и значительных этапов его развития.
При изучении проблемы формирования и развития исламского искусства
неизбежно возникает вопрос об отношении мусульманской религии
к изобразительному искусству. Благодаря трудам В.Л. Ворониной10,
О.Г. Большакова11, Т.Е. Еникеевой12,
Б.В. Веймарна13 и других эта тема
получила довольно обстоятельное освещение. Однако применительно
к отдельным областям, странам, тем или иным регионам вопрос
об отношении ислама к изобразительному искусству требует конкретизации,
дополнения и уточнения путем разработки его различных аспектов
на основе анализа местного фактического материала, с учетом
особенностей культурно-исторического развития исследуемого региона
и т.д.
Став официальной идеологией, ислам в средневековом Дагестане
оказал существенное влияние на традиционное народное изобразительное
творчество. Без учета этого обстоятельства нельзя в полной мере
понять и осмыслить особенности многовекового пути развития искусства
Дагестана от эпохи средневековья до современности. Кроме того,
выявить характерные особенности исламского искусства Дагестана
периода средневековья — одного из важнейших этапов в истории
искусства, проследить линию его развития от изобразительности
к орнаментализму невозможно без выяснения вопросов, касающихся
влияния ислама на средневековое народное изобразительное искусство
Дагестана.
Следует прежде всего отметить, что священная книга мусульман
Коран не содержит категорического запрещения изображать человека
и животных. В нем имеется лишь призыв к отказу от употребления
вина и от доисламских культовых предметов: «О вы, которые уверовали!
Вино, майсир, жертвеннихи, стрелы — мерзость из деяния сатаны.
Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми!»14.
Вообще запрет на изображение живых существ, родившийся в борьбе
с проявлениями идолопоклонства, не относится к числу важнейших
положений ислама15. Наиболее отчетливо
он был сформулирован в начале IXв. в составленных мусульманскими
богословами канонических сборниках хадисов (т.е. в преданиях
о высказываниях, поступках или деяниях пророка Мухаммада), где
говорится: «Несчастье тому, кто будет изображать живое существо!
В день Последнего суда лица, которые художник представил, сойдут
с картин и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот
человек, не могущий дать своим созданиям душу, будет сожжен
в вечном пламени»16. Хадисы прямо
предлагали писать «только деревья, цветы и неодушевленные предметы».
Они предупреждали, что художники «хуже всех людей будут наказаны
в день Страшного суда», так как, изображая людей и животных,
они «подражают творению Аллаха»17,
в то время как творцом всего сущего может быть только один Всевышний
Аллах.
Особенному порицанию подвергались объемные изображения, «отбрасывающие
тень», т.е. памятники и скульптуры.
Хотя ислам, начиная с того периода, когда был сформулирован
запрет на изображения живых существ, в значительной степени
повлиял на развитие изобразительного искусства в мусульманских
странах, тем не менее в средневековой художественной культуре
стран Ближнего и Среднего Востока эта область художественного
творчества никогда не исчезала полностью. Изобразительные сюжеты
выполнялись на стенах дворцов и общественных зданий, на страницах
рукописных книг рисовались чудесные миниатюры; изображения людей,
животных и птиц украшали ткани, ковры, разнообразные металлические
и керамические сосуды18. В народном
художественном творчестве фольклорные образы продолжали бытовать
веками.
Для выяснения вопроса о влиянии ислама на средневековое народное
изобразительное творчество Дагестана особенно ценным и важным
источником служат каменные рельефы XIV-XV вв. — детали архитектурного
декора, украшавшие культовые и гражданские постройки в селении
Кубачи, а также связанные с рельефами общностью изобразительных
сюжетов и орнаментальных мотивов кубачинские литые бронзовые
котлы того же времени. Наряду с ними важны и памятники резьбы
по камню и дереву селений Калакорейш, Амузги и ряда других художественно-ремесленных
центров средневекового Дагестана.
Следует отметить, что средневековый Дагестан, как и вообще
средневековый Восток, не знал станковой живописи и обособленной,
т.е. объемной, скульптуры — монументальное изобразительное искусство
здесь, как правило, было связано с архитектурой.
Созданные в пору экономического и культурного подъема селения
Кубачи средневековые каменные рельефы с изображениями людей,
различных животных, птиц, сцен охоты, состязаний, единоборств,
жертвоприношений, орнаментальных и эпиграфических мотивов и
т.д., хранящиеся в крупнейших музеях России (Государственный
Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Дагестанский государственный объединенный
исторический и архитектурный музей и Дагестанский музей изобразительных
искусств в Махачкале) и зарубежных стран (Лувр в Париже, Метрополитен
в Нью-Йорке, Национальная галерея искусств в Вашингтоне), а
также сохранившиеся в самом селении Кубачи, неоднократно служили
поводом для споров и рассуждений об отрицательном влиянии ислама
на развитие изобразительного искусства. Их обычно относили к
домусульманскому периоду, а некоторые исследователи даже считали
созданными в христианской среде. И сейчас нередко высказывается
мнение о домусульманском происхождении кубачинских резных камней
с изображением людей, животных и птиц, поскольку де ислам вообще
не допускал никаких изображений живых существ и будто бы со
времени проникновения ислама в Дагестан здесь утверждается отвлеченный
орнаментализм и совершенно исчезают изобразительные сюжеты.
Между тем многочисленные произведения средневекового декоративно-прикладного
искусства XIV-XV вв. не только Кубачи, но и других селений —
памятники резьбы по камню и дереву, художественного бронзового
литья с изобразительными сюжетами, нередко в сочетании с разнообразными
орнаментальными композициями и эпиграфикой, — созданы именно
в мусульманской среде, поскольку ислам в Кубачи и соседних областях
как официальная идеология закрепился довольно основательно в
конце XIII — самом начале XIV в. 19.
Поэтому можно полагать, что до конца XV — начала XVI в. ислам
не оказал сколько-нибудь заметного негативного влияния на развитие
народного изобразительного искусства селения Кубачи, да и всего
горного Дагестана в целом. Даже на кубачинском каменном тимпане
1404 г., хранящемся ныне в Дагестанском объединенном историческом
и архитектурном музее, а первоначально находившемся над входом
в здание мадраса наряду с арабской надписью, содержащей дату
ее строительства (самое начало XV в.), имеются рельефные профильные
изображения двух львов (головы их были позднее отбиты). Можно
предположить, что изображения эти или вырезали вопреки запрету
ислама, или, что более вероятно, такой запрет понимался не буквально.
Во всяком случае, представляется несомненным то обстоятельство,
что основная масса памятников средневекового камнерезного искусства
селения Кубани с изображениями живых существ испорчена позднее
XV в. — у животных, людей и птиц отбиты головы: согласно предписаниям
ислама, наиболее отчетливо сформулированным крупнейшим мусульманским
богословом ал-Газали (1058-1111) и другими ведущими мусульманскими
законоведами, достаточно «изуродовать лицо на изображении, чтобы
оно стало недействительным»20.
Начиная с XVI в. в искусстве Кубачи и Дагестана в целом наблюдается
вытеснение изобразительных сюжетов и усиление орнаментализма.
Этот процесс был, вероятно, связан с упрочением и дальнейшим
углублением позиции ислама как официальной религии и воздействием
его на изобразительное творчество дагестанских народов.
Исследованиями дагестанских ученых установлено, что в конце
XVI — начале XVII в. наблюдается новый этап интенсивного проникновения
в Дагестан классической арабо-мусульманской культуры и ее освоения.
Этап этот акад. И.Ю. Крачковский не без основания охарактеризовал
как своеобразный «ренессанс средневековой арабской культуры»21.
Характерно, что именно с этого времени Дагестан в известном
смысле приобретает религиозный авторитет, а целая плеяда дагестанских
ученых-арабистов — общепризнанный авторитет в вопросах теологии,
права, грамматики, логики, естественных наук (математики, астрономии,
медицины и т.д.) не только на Кавказе, но и на всем мусульманском
Востоке22. Следует иметь в виду
и то обстоятельство, что, проходя длительный путь исторического
развития, мусульманская идеология изменялась вместе с историей
ислама и политической историей исповедовавших его народов23.
Среди кубачинских каменных рельефов XIV-XVвв. — памятников
исламского искусства — представлено немало таких, на которых
высечены изображения живых существ — животных, людей или птиц
вместе с арабскими надписями (или подражаниями им) и растительным
орнаментом. При этом идейным центром всей композиции и главным
сюжетом выступает изобразительный мотив. Таким памятником является,
например, хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже тимпан
двухпролетного окна XIV в. с изображением льва, напавшего на
кабана24. В обрамляющий полукруг
тимпана помещен эпиграфический орнамент—подражание арабской
надписи. Тимпан изготовлен, конечно, в мусульманской среде,
но, что парадоксально, изображение, помещенное рядом с арабскими
буквами, не согласуется с мусульманским вероучением, так как
свинья (кабан) считалась нечистым животным (харам) и прикосновение
к ней, а тем более употребление в пищу свинины рассматривались
как осквернение верующего.
Помимо тимпана с изображением льва и кабана и псевдоарабской
надписью имеются еще резные камни-тимпаны с борцами, оленем,
всадником, а также фризы и другие детали архитектурного декора,
на которых мастерски высечены орнаментально трактованные изображения
людей, животных и птиц в обрамлении узорных и эпиграфических
мотивов, образующие сложные многочастные и органически единые
композиции. Эти памятники также созданы в мусульманской среде
и относятся к исламскому искусству, а изобразительная тематика
их находит аналогии в сюжетах, представленных на литых бронзовых
котлах так называемого закрытого типа XIV-XV вв. из селения
Кубачи, хранящихся ныне в Государственном Эрмитаже, в Музее
Виктории и Альберта в Лондоне и в других музеях25.
Художественное убранство этих котлов также указывает на известное
свободомыслие а отступление от предписаний ортодоксального ислама
относительно изображений живых существ.
Каменный саркофаг из селения Калакорейш
Конец XIII - начало XIV в. Общий вид
Другим не менее ярким и выразительным примером явного отхода
от официальных предписаний ислама относительно изобразительного
искусства служит каменное надгробие в виде полуцилиндрического
или «сундукообразного» саркофага XIII — начала XIV в. с различными
изобразительными сюжетами из селения Калакорейш26
— один из выдающихся памятников средневекового исламского искусства
Дагестана.
Саркофаг этот украшен с трех сторон. На одной нз продольных
сторон (юго-западной) высечены в профиль рельефные изображения
львов, стоящих по сторонам геральдически трактованного орла
с симметрично распростертыми крыльями.
Выше композиции со львами, по кромке саркофага, располагается
фризообразная многочастная композиция, в центре которой находится
изображение двух геральдически размещенных зверей, вероятно
также львов. Между ними помещено изображение двух сплетенных
телами ушастых змей или драконов с раскрытыми пастями. По сторонам
львов, справа и слева, высечен узор линейно-геометрического
характера.
Другая продольная сторона саркофага (северо-восточная) декорирована
помещенным в центре рельефным изображением в виде своеобразной
монограммы, напоминающей арабские буквы. По кромке саркофага,
выше монограммы, располагается фризообразная многочастная композиция,
составленная из разнообразных фигур-плетенок геометрического
и растительного характера, а также изображений двух обращенных
друг к другу животных (вероятно, львов) с повернутыми назад
головами.
На передней торцевой стороне саркофага высечены рельефные изображения
двух львов, стоящих по сторонам условно трактованного дерева
и обращенных мордами к зрителю, с закинутыми на спины хвостами.
У орнаментально переданной кроны дерева изображены фигуры двух
летящих птиц (в профиль).
На продольных сторонах саркофага помещена также арабская куфическая
надпись с именем погребенного, причем, что весьма любопытно
и важно, надпись эта выполнена одновременно с изображениями
животных, птиц и орнамента, композиционно построенными по принципу
написания арабского письма — справа налево.
Каменный саркофаг из Калакорейша является памятником мусульманского
культового искусства — надгробием, на котором довольно богато
представлены изображения живых существ. Это еще одно убедительное
подтверждение того, что в средневековую эпоху мастера—резчики
по камню даже на мусульманских культовых памятниках изображали
животных и птиц.
Рельефные изображения животных (львов) и птиц, вплетенные в
орнаментальные композиции, имеются и на резных деревянных дверях
XII— XIII вв. калакорейшской мечети27,
хранящихся ныне в Дагестанском объединенном историческом и архитектурном
музее. На восточных двустворчатых дверях, на левой створке,
воспроизведены размещенные крест-накрест и обращенные головами
в противоположные стороны, обобщенно трактованные львы с элементами
растительного орнамента между ними. На правой створке имеется
более крупное изображение двух декоративно трактованных львов
в геральдической композиции с обращенными к зрителю головами.
Фигуры львов выступают композиционным центром всего декора дверей,
внимание при первом же взгляде акцентируется именно на них.
Изображение двух сильно стилизованных птиц, показанных в профиль
и размещенных по сторонам сплетенных узлов, образующих так называемые
узлы счастья, имеется и на дверях западного входа мечети.
Двери калакорейшской мечети наряду с каменным саркофагом с
изображениями животных, птиц и орнамента наглядно показывают,
что на многих произведениях средневекового исламского искусства
Дагестана, даже на тех, которые непосредственно связаны с культовым
строительством (мечети, мадраса, мавзолеи), довольно часто воспроизводили
изображения живых существ.
Большинство средневековых каменных рельефов из селения Кубачи
с изобразительными сюжетами подвергнуто умышленной порче — у
изображений людей, животных, птиц и фантастических существ (грифон,
дракон, сфинкс и пр.) сбиты головы, а в некоторых случаях испорчено
все изображение. Калакорейшские памятники с изобразительной
тематикой сохранились относительно лучше. Чем объяснить, что
в первоначальной столице Кайтагского уцмийства, являвшейся своего
рода оплотом мусульманской религии не только в Кайтаге, но и
в какой-то мере и в Зерехгеране (в Кубачи и ряде близлежащих
селений), длительное время сохранялись памятники культового
искусства с изображениями живых существ, что не одобрялось и
даже отрицалось исламом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно
обратить внимание на некоторые детали изображений, выполненных
на упомянутых выше деревянных дверях калакорейшской мечети и
на каменном саркофаге. Мусульмане не видели, очевидно, в этих
изображениях прямых отступлений от предписаний ислама. Детали
эти на первый взгляд не столь и существенны, но весьма важны:
у изображений львов, вырезанных на деревянных дверях и высеченных
на каменном саркофаге, шеи отсечены от голов поперечной чертой.
По мнению ряда мусульманских религиозных авторитетов, изображения
различных животных и птиц, у которых «перерезаны» шеи (ввиду
чего они не могут стать одушевленными), считались вполне допустимыми.
Некоторые допущения основывались и на таком принципе, как степень
реалистичности: изображение живого существа, у которого отсутствует
какая-нибудь часть тела, не запрещалось. Так, изображение птицы
с одним глазом (т.е. в профиль) допускалось даже на молитвенном
коврике28. Именно в профиль изображены
птицы на калакорейшском саркофаге, на деревянных дверях калакорейшской
мечети, на каменных рельефах из селения Кубачи. Без отдельных
деталей или частей тела изображены на саркофаге и львы.
Таким образом, несмотря на шариатские запреты, неодобрение
и ограничения ислама в изображении живых существ, в средневековом
Дагестане, как и в других исламских странах, служители культа,
богословы и признанные религиозные авторитеты с определенными
оговорками, при соблюдении определенных правил и предписаний,
считали его возможным.
Упомянутый выше крупнейший исламский богослов имам ал-Газали
(у которого, кстати, учились многие дагестанцы, а его религиозно-философское
учение оказало значительное влияние на развитие общественной
и религиозно-философской мысли в Дагестане29),
писал: «А что касается изображений [людей и животных] на подушках
и ковриках, которые кладут для сидения, то это не осуждаемо;
то же касается изображений на тарелках и чашах, исключая сосуды,
изготовленные в виде фигуры (т.е. в виде изображения какого-либо
живого существа. — М.М.). Так, верх некоторых курильниц бывает
в виде птицы — это запрещено (харам), следует сломать ту часть,
где изображение» .
Среди самих богословов различных толков существовали разногласия
в оценке отношения ислама к изобразительному искусству. Если
ал-Газали допускал изображения живых существ в отдельных случаях,
то арабский биограф и законовед ан-Навави (1233-1277), автор
широко известного в средневековом Дагестане трактата по мусульманскому
праву «Минхадж ат-талибин», писал, что «всякое изображение животных
запрещено строжайшим образом, это один из тягчайших грехов»31.
Сохранившиеся до наших дней в большом количестве памятники
резьбы по камню и дереву, художественного бронзового литья XIII-XVвв.
с сюжетно-изобразительными композициями свидетельствуют о том,
что в то время в Дагестане достигло высокого уровня народное
изобразительное творчество, нашедшее свое яркое проявление в
различных видах декоративно-прикладного искусства. Даже на мусульманских
культовых зданиях (мечети), стенах духовных учебных заведений
(мадраса) и на памятниках культового искусства (надгробия) встречаются
различные изображения живых существ, подвергнутых выразительной
декоративной трактовке. Мастера, творившие в средние века, включали
изображения людей, животных, птиц и фантастических существ в
узорно-эпиграфические композиции, которые строились с учетом
форм тех или иных изделий или же архитектурной детали и выполнялись
с большим искусством. Орнаментализм сюжетно-изобразительных
форм был особенно характерен для монументально-декоративного
искусства, связанного с архитектурой. В средневековой художественной
культуре Дагестана, как и в мусульманских странах Востока, изобразительное
и орнаментальное искусство развивалось в сложном взаимопроникновении.
Начиная с XVI в. под влиянием идеологии ислама развитие искусства
Дагестана шло по линии усиления орнаментализма и постепенного
вытеснения изобразительных сюжетов.
Таким образом, исламское искусство Дагестана периода средневековья
не представляло собой нечто раз и навсегда застывшее. Оно развивалось
и обогащалось в тесном взаимодействии с искусством сопредельных
с Дагестаном областей, а также мусульманских стран Востока.
Талантливыми зодчими, мастерами декоративно-прикладного искусства,
поэтами, безымянными певцами и сказителями в средние века было
создано немало выдающихся произведений исламского искусства,
материальной и духовной культуры, многие из которых сохранились
до наших дней и органически вошли в состав бесценного национального
художественного наследия дагестанских народов и в сокровищницу
мирового искусства. К числу этих выдающихся произведений искусства
Дагестана относятся кубачинские каменные рельефы и литые бронзовые
котлы XIV-XV вв., штуковые рельефы XII-XIII вв. с тонкой и богатой
резьбой из селений Калакорейш, Каракюре и Луткун, памятники
архитектуры и декоративно-прикладного искусства XII-XVIвв. г.
Дербента и селений Рича, Кумух, Чох, Мачада и многих других
населенных пунктов, замечательные эпические творения лакцев
(«Парту Патима»), аварцев («Хочбар»), лезгин («Каменный мальчик»),
кумыков («Йыр об Айгази») и др., а также те великолепные памятники
народного зодчества XIV-XVIвв. горной Аварии с богатым и своеобразным
убранством интерьеров жилых домов резными деревянными цагурами
(шкафами-амбарами) и опорными столбами32,
в преувеличенно богатырских формах которых исследователи видят
своеобразное воплощение героико-эпического духа Страны гор,
где долго и устойчиво господствовал культ героизма, мужества,
нравственной и физической силы. Эти и многие другие произведения
художественного творчества — рукотворного и словесного, материального
и духовного — служат наглядным примером, показывающим весомый
вклад народов Дагестана в мусульманскую цивилизацию средневековья
и в общечеловеческую художественную культуру.
Примечания
1 Шихсаидов Л.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала,
1969, с. 124—125.
2 Каптерева Т.П., Виноградова Н.Л. Искусство средневекового
Востока. М., 1989 с. 14.
3 Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана.
М., 1984, с. 346-347; Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный
процесс. — Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала,
1990, с. 226.
4 Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство
Дагестана: истоки и становление. Махачкала, 1989, с. 18-130.
5 Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана.
М., 1974, с. 25.
6 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.
М., 1983, с. 105-106.
7 Гольдштейн А.Ф. О стиле архитектурного орнамента
Дагестана. — Сообщения ГМИНВ. Вып. VI. М., 1972, с. 26-32.
8 Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана,
с. 25.
9 Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. М.,
1966, рис. 158-159, 179, 187-188, 193.
10 Воронина В.Л. Ислам и изобразительное искусство.—
Народы Азии и Африки. 1995, №5, с. 121-126.
11 Большаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство.—ТГЭ.
Т. X. 1969, с. 142-156.
12 Еникеева Т.Е. К вопросу о влиянии ислама на изобразительное
искусство средневекового Ирана. — Сообщения ГМИНВ. Вып. 2. М.,
1969, с. 3-22.
13 Веймарн Б.В, Проблема изобразительности в искусстве
феодального Востока. — Искусство. 1968, № 5, с. 61-67; он же.
Искусство арабских стран и Ирана, с. 9-31.
14 Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.,
1963, с. 101, сура 5, стих 92(90). Ср.: Коран. Пер. и коммент.
М.-Н.О. Османова. М., 1995, с. 79, сура 5, стих 90.
15 Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г.
Средневековый город Средней Азии. Л., 1973, с. 281.
16 См.: Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А.
Искусство арабских народов. М., 1960, с. 11; Веймарн Б. В. Искусство
арабских стран и Ирана, с. 11.
17 См.: Большаков О.Г. Ислам запрещает. — Наука
и религия. 1967, № 5, с. 31; Керимов Г. Как ислам относится
к искусству. — Наука и религия. 1980, №4, с. 41-42.
18 Веймарн Б.В. Проблема изобразительности в искусстве
феодального Востока, с. 61.
19 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане,
с. 190-194, 198; Лавров ЛИ. Эпиграфические памятники Северного
Кавказа. Ч.1. Надписи X-XVII вв. М., 1966, с. 129; Искусство
Кубачи. Альбом. Автор-сост. А.А.Иванов. Л., 1976, с. 174.
20 См.: Большаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство,
с. 149.
21 Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном
Кавказе. — Избранные сочинения. Т. VI. М.-Л., 1960, с. 612.
22 Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной
литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала,
1978, с. 119-120.
23 Каптерева Т.П. О некоторых проблемах
средневекового искусства арабо-мусульманских народов. —
Советское искусствознание-80. Вып. I. M., 1981, с. 181.
24 См.: Башкиров А.С. Искусство Дагестана. Резные
камни. М., 1931, табл. 71; Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые
котлы. — Избранные труды. Ер., 1963, с. 356, табл. LV; Кильчевская
Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962, с. 28-29;
она же. От изобразительности к орнаменту. М., 1968, рис. 49;
История искусства народов СССР в 9-ти томах. Т. 2. М., 1973,
ил. 300; Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа,
с. 127, табл. XXIV, № 336-6; Искусство Кубачи, с. 169, ил. 124.
25 Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула
Кубачи, табл. IV, № 1-4; табл. V, №8-11; она же. От изобразительности
к орнаменту, с. 106-110, рис. 56-60; Искусство Кубачи, ил. 47-50;
Rice D.T. Islamic Art. L, 1977, p. 54-55, fig. 48.
26 Башкиров А.С. Средневековый памятник дагестанского
аула Калакорейш.— Труды САИАИ РАНИОН. Вып. I. M., 1926, с. 54-63,
табл. VII-VIII; он же. Искусство Дагестана. Резные камни, табл.
32, 39, 40; Кильчевская Э.В. Декоративное искусство аула Кубачи,
с. 21-24, табл. II, №7-9; она же. От изобразительности к орнаменту,
с. 53-62, рис. 21-23; Шихсаидов А.Р. Новые эпиграфические памятники
Дагестана. — Вопросы истории Дагестана. Вып. I. Махачкала, 1974,
с. 123-126; Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана,
с. 103-105, рис. 176-179.
27 Башкиров А.С. Деревянные двери дагестанского
аула Калакорейш. — Труды САИАИ РАНИОН. Вып. 2. М., 1928, с.
118-130, табл. Х-XII; Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане.
М,, 1982, с. 40-41, рис. 52-55; Маммаев М.М. Декоративно-прикладное
искусство Дагестана, с. 114-118, рис. 189-195.
28 Большаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство,
с. 150.
29 Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане,
с. 162; Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической
мысли Дагестана. Махачкала, 1993, с. 164-167.
30 См.: Большаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство,
с. 149.
31 Там же.
32 Мовчан Г.Я. Из архитектурного наследия аварского
народа. — СЭ. 1947, №4, с. 186-199; он же. Камень и дерево в
старинном жилище Аварии. —СЭ. 1969, №3, с. 51-64; он же. Местные
архитектурные школы в старинном аварском домостроительстве.—
Зодчество Дагестана. Махачкала, 1974, с. 3-25; он же. Композиция
и образ в древнейших архитектурных памятниках Аварии. — Зодчество
Дагестана, с. 26-35.
Из книги : Ислам и исламская культура в Дагестане. Москва,
изд-во "Восточная литература" РАН, 2001