Исторические памятники - свидетельство вековых традиций народов,
населявших край. В нашем районе особый интерес представляют
памятники эпиграфики татарского народа.
Изучение древних надписей, нанесенных на каменных надмогильных
плитах, дают нам, представителям ныне здравствующего поколения,
возможность установить личность погребённого, даты его рождения
и смерти, его социальное происхождение, положение в обществе,
вероисповедание, время изготовления памятника, имя мастера.
Надписи на камнях - это своеобразные рукописи, неоспоримые документы,
существующие в единственном экземпляре. Они позволяют проследить
историю как целого народа, так и отдельного рода. Этим они служат
бесценными памятниками не только одной определенной личности,
но и всему человечеству.
Откуда же традиция установки надгробных эпитафийных надписей?
Этот обычай идет от древних тюрков, через более поздних караханидских
татар. Эти татары, пришедшие с войском Батухана, распространяли
данный обычай на Волге, Кавказе, в Крыму, где и ныне частично
сохранились эпиграфические памятники!
Азнакаевский район является одним из регионов,
богатых татарскими эпиграфическими памятниками. "Исходя
из исторических особенностей распространения эпиграфических
памятников, территорию Булгарского улуса Золотой Орды мы разделили
на три историко-географических района", - подчеркивает
академик М.И. Ахметзянов. Наш край попадает в район Закамья,
который считается самым интересным местом скопления эпиграфических
памятников XIII-XIV вв.
Директор Булгарского государственного историко-архитектурного
музея - заповедника Джамиль Габдрахимович Мухаметшин в своей
публикации, подготовленной по полевому дневнику ныне покойного
специалиста по эпиграфике Гаруна Валеевича Юсупова, высказывает
следующую мысль: "Наиболее значительным памятником восточного
Закамья является Урсаевское кладбище, расположенное в 4 километрах
к востоку от села Урсаево Азнакаевского района
ТАССР на мысу левого берега. В 1966г. Г.В. Юсуповым здесь обнаружено
восемь камней плохой сохранности". Далее он приводит их
описания и делает вывод, что памятники восточных районов - произведения
мастеров из Булгар, их можно рассматривать как один из локальных
вариантов булгарских эпитафий.
А в 1980 году камни на Урсаевском кладбище исследовали доктор
филологических наук Фарид Сабирзянович Хакимзянов вместе с М.Ахметзяновым.
Ф.Хакимзянов опубликовал материалы экспедиции. У М.Ахметзянова
есть своя трактовка. Летом 1998 года мы побывали здесь с аспиранткой
Института истории АН РТ Земфирой Рафиковой и учителем-краеведом
Робертом Зариповым из Урсая, который вместе с учениками ежегодно
организует сюда экспедицию. По-татарски это место называют "Иске
авыл урыны", по-русски можно обозначить как Староурсаевский
некрополь. Расположенный на правобережье Ика, в одном из прекрасных
уголков природы в преддверии Уральских гор, где нам попадались
и лосята, и куропатки, он напоминает природно-исторический заповедник.
Здесь и аура необычная. Чувствуется веяние прошлого. Кажется,
что сама история сохранила этот дивный уголок для последующих
поколений. Кругом надмогильные камни с родовыми знаками (тамгами),
расписанные вязью, украшенные специфическим орнаментом. Памятник,
обнаруженный здесь впервые Гаруном Юсуповым, издали привлекает
внимание. Как пишет Джалиль Мухаметшин, "на верхней части
вырезан орнамент, состоящий из трехчастной композиции. На центральном
большом круге надпись. Два маленьких боковых кружочка разделены
на две части, верхняя часть которых представляет орнамент в
виде исходящих лучей солнца, а в нижней части - надпись".
Прошло более 30 лет, как ученый запечатлел это описание на бумаге,
а камень не поддался дождям и ветрам, продолжает нести свою
службу. Довелось побывать здесь и в 2003 году. Хочется сохранить
это историческое место для потомков. Пусть сохранность камней
плохая, невозможно прочитать надписи, но они представляют для
нас интерес и как архитектурные памятники. Их происхождение
ученый М.Ахметзянов связывает с переселившимися сюда из Крыма,
с Черноморского побережья татарскими племенами. "Доказательством
тому служит названная "Чатыртау" гора в Азнакаевском
районе. Выделявшейся своей высотой горе, напоминавшей им Крымскую
гору "Чатырдах", наши предки дали такое название",-
такую версию выдвигает М.И.Ахметзянов в одной из своих научных
статей. В 1856-1868 годах Алексей Толстой упомянул об этой горе
в своем поэтическом произведении "Крымские очерки":
"Всесильной волею Аллаха,
Дающего нам зной и снег,
Мы возвратились с Чатырдаха
Благополучно на ночлег".
Эти татары составляли население Ногайской Орды, существовавшей
в наших краях в XV-XVII веках. Доказательством этнической принадлежности
части приикского населения Азнакаевского края к ним служит текст
родословной Гираят бия, несколько копий которой найдены в нашем
районе. Гираят бий был главой одной из родоплеменных общин Ногайской
Орды, западные пределы которой упирались в реку Ик. "Гираят
бий проживал в Иманкале (будущей Уфе). Это свидетельствует о
его определенной иерархической значимости, включённости в управленческую
структуру Ногайской Орды".
В нашем районе продолжатели его рода известны как Нугайбековы.
Нугайбек Хасанов (1736-1802) - известная в татарском мире историческая
личность. Старшина ясачных татар, полковник войск Пугачёва,
он всегда был в гуще политических событий своего времени, что
научно доказано. Много сил вложил в изучение наследия Нугайбековых
крупный ученый-археограф Марсель Ахметзянов. В 1980 году он,
исследуя старинные кладбища сёл Чалпы и Урсай,
обнаружил надмогильные камни самого Нугайбека и его сыновей
Салташа, Ярмухаммата, Габделвахаба, Хурмакая, Яркея. Много лет
прошло с тех пор, но Марсель Ибрагимович ждал своего часа, чтобы
напомнить землякам Нугайбека Хасанова о необходимости воздать
дань уважения, воздвигнув памятник на его могиле.
Время перемен заставило изменить отношение к прошлому татарского
народа. Создание музея, краеведческая работа требовали тесного
сотрудничества с учеными Республики Татарстан, занимавшимися
в разные годы историей нашего края. При первой же встрече Марсель
Ахметзянов не преминул заметить об исторической важности увековечения
памяти Нугайбека.
И вот в 2000 году музею удалось организовать в районе экспедицию
с приглашением ученого. Через 20 лет он легко отыскал камни
Нугайбека Хасанова и его сыновей. Их изображения были зафиксированы
на фотоплёнку, надписи заново расшифрованы. Эта находка дала
импульс к дальнейшей работе. От имени музея, получив одобрение
главы администрации района, мы обратились к представителю рода,
начальнику НГДУ "Елховнефть" А.Г. Нугайбекову с предложением
воздвигнуть здесь памятник. Ардинат Галиевич незамедлительно
откликнулся на наше предложение и в том же году организовал
здесь работы. Сейчас некрополь Нугайбековых обнесен чугунной
оградой. По результатам исследований Марсель Ахметзянов выпустил
книгу "Летопись одного знатного рода" ("Меңьеллык
татар нәселе") на татарском языке. Один из ярких представителей
славного рода - Полномочный представитель Республики Татарстан
в Российской Федерации Мириханов Назиф Музагиданович. Он - доктор
политических наук, выпустил экспресс-вариант сборника "Род",
где проследил родословную Гираят бия, описал все ветви генеалогического
древа; книгу "Федерализм, этничность, государственность:
новый курс Российской власти".
Итак, простые, на первый взгляд, надмогильные камни, сохранившиеся
в надлежащем виде, могут заговорить. Они расскажут и о народе,
населявшем край в прошлом и о потомках известных родов. Эпиграфические
памятники - это наследие предков. А на современном этапе развития
общества наследие рассматривается в качестве одного из важнейших
ресурсов, как часть социокультурной и хозяйственной инфраструктуры,
определяющей дальнейшее развитие страны, региона, района. Поэтому
сохранить их для потомков - гражданский долг каждого.