Декоративно-прикладное искусство казанских татар - Резьба по камню
Г.Ф. Валеева-Сулейманова
В оформлении каменных надгробий и в убранстве булгарской и
татарской архитектуры нашло проявление искусство резьбы по камню,
своеобразно запечатлевшее в формах монументальной пластики орнаментальное
творчество народа и искусство каллиграфии. Сложившаяся единая
художественная система орнамента и надписей нашла воплощение
в символике надгробий и более обобщенно - в архитектуре культовых
и гражданских сооружений, в деталях их декорировки.
В уникальных памятниках булгарской архитектуры XIII-XIV веков отразились самобытные
принципы декорировки и объемно-пространственные решения, имеющие параллели в отдельных
конструктивных формах закавказской, крымской и малоазийской архитектуры сельджукского
времени, в культурный ареал которых входила и Волжская Булгария как "самая
северная страна мусульманского мира".
Орнаментальная резьба применялась в основном в акцентирующих формах архитектуры
(бордюрах арок, обрамлениях дверных и оконных проемов, порталов, ниш) и наиболее
часто встречалась в ленточной и круговой композициях. Туф, известняк - местные
строительные и облицовочные материалы были податливы для обработки, и мастера
вырезали на их поверхности округлые и криволинейные цветочно-растительные, геометрические
узоры. Мотивы сложных плетенок, сердечек, пальметт, тюльпанов, трилистников, шести-восьмиконечных
звезд арабескового типа органически сочетались в раппорте с вязью надписей арабского
письма - благопожелательными формулами из Корана.
Нам мало что известно об архитектуре периода Казанского ханства и ее развитии
до середины XVIII века. Лишь после реформ русской императрицы Екатерины II и издания
ее "Указа о терпимости всех вероисповеданий" 1773 года татарам было
разрешено строительство монументальных культовых и гражданских сооружений. В Казани,
а также в городах средней полосы России со значительным числом татарского населения
(Уфе, Оренбурге, Уральске, Пензе, Саратове, Астрахани и других) воздвигаются каменные
мечети, духовные школы, частные особняки татарской знати, духовенства.
Сохранившиеся памятники культовой архитектуры XVIII - начала XX века имеют традиционные
объемно-пространственные решения, но фасады и интерьеры их декорируются в формах
барокко и классицизма (мечети Марджани, Апанаевская), а позднее - ампира и эклектики
(Бурнаевская, Азимовская мечети).
Если фрагментарность сведений о развитии монументальной архитектуры не позволяет
нам последовательно проследить эволюцию форм резной декорировки, то в малой архитектурной
пластике, представленной каменными надгробиями, вырисовывается непрерывная нить
развития, пронизывающая ряд столетий и объединяющая стилевые черты различных локальных
центров татарской художественной культуры - в основном Казани и крупных сел Заказанья.
Каменные стелы - "кабрташи", дошедшие до нас с XIII-XIX веков, и поныне
можно встретить на сохранившихся старинных некрополях. Поверхность этих надгробий
покрыта изысканным растительным орнаментом и надписями, которые выполнялись искусными
резчиками-каллиграфами, поднявшими искусство художественной обработки камня, при
всей трудоемкости этого ремесла, до уровня виртуозности.
Каменные надгробия со стрельчатым или килевидным завершением с начертанными на
них текстами философского содержания символизировали переход души в высшее состояние:
"Из мира тленного ... в мир вечности лег". При этом надписи входили
в цветочный узор, так называемый "цветущий куфи", который вскоре преобразился
в "сульс" - наиболее изысканный почерк арабского письма.
Оформление каменных надгробий изменялось от рациональной лаконичности декора и
далеко не изощренной техники резьбы булгарского времени к более изысканному по
орнаментике и эпиграфике разнообразию композиций периода Казанского ханства и
от них - к великолепию орнамента и утонченности каллиграфии камней XVIII - 1-й
половины XIX века.
Для булгарского времени характерны два типа надгробий. Первый из них связан с
народным искусством, второй - с профессиональной, ремесленной культурой города.
А начиная с XV века можно говорить о едином стиле, достигшем наивысшего расцвета
к середине XVIII века. Со второй половины XIX века этот вид искусства начинает
постепенно исчезать. Однако традиции татарской орнаментальной резьбы по камню
возрождаются в современной архитектуре - интерьерных монументально-декоративных
композициях из гипса, камня, дерева и других материалов.
В декорировке надгробных стел-кабрташей отразились богатство и разнообразие узоров
татарского "цветочного" стиля. Этот стиль с композицией букетов и медальонов,
составленной из различных мотивов "диковинных" цветов, из фигурных фестончатых
розеток и полурозеток со сложными очертаниями, в поэтически образном воплощении
воспроизводит популярную в фольклоре тему райского сада. "Могила есть один
из садов рая ..." - гласит надпись на одной из стел. В орнаменте, покрывающем
ее обратную сторону, выразилась любовь к усложненным формам узоров, рассчитанным
на длительное созерцание. Живое очарование радующих глаз образов, их живописность
усиливаются характерной плоскорельефной техникой резьбы с прорезью под углом к
фону, которая создает мягкую светотеневую моделировку поверхности.
Имена резчиков-каллиграфов, за редким исключением, нам неизвестны.
Из оставивших на камнях свою подпись наиболее часто встречается
имя резчика XVII века Килмухамеда
сына Ишмана. Созданные им эпитафии обнаружены в различных
районах Татарии. Творения рук безымянных мастеров - свидетельство
развитых традиций местной школы камнерезного искусства, отразившего
художественно-эстетические, светские воззрения времени, картины
реального мира, далеко выходившие за рамки религиозной направленности.
Декоративно-прикладное искусство казанских татар
The Decorative Applied Art of the Kazan Tatars Москва. "Советский художник". 1990