(См. таблицу* ) Сравнив тамги из Добруджи с тамгами, собранными в Крыму, мы обнаружили, что в отдельных деревнях имеется больше идентичных знаков (например, в Евпатории (Гезлеве, Козлове) - 13, Хдир-бали (Хадир-бали) - 4, Кирлеуте - 3, Абузляре (Хавизляре) - 2, Баккале - 2, Кучук-асе - 2, Кеймаке - 2, Семене - 2, Танабае - 2), и больше близких аналогов (например, в Гезлеве - 23, Кирлеуте - 11, Кучук-асе - 7, Танабае - 7, Абузляре (Хавизляре) - 6, Аире - 6, Семене - 6, Хдир-бали (Хадир-бали) - 6, Карагурте - 5, Бурун-эли - 4, Буюк-асе - 4, Джулчаке - 4, Камаджи - 4/ и т.д. Упомянутые выше деревни можно найти в районах следующих городов: Евпатории (15), Бахчисарае (), Каффе (4), Акмечите (3), Феодосии (3), Перекопе (3), Карасубазаре (2). Если в районах, о которых идет речь, мы подсчитаем количество деревень, названия которых являются производными от этнонимов, то обнаружим, что в порядке преобладания они расположатся в следующей последовательности: Кипчак (18), Найман (12), Конрат (10), Китай (8), Ойрат (6), Аргин (5), Мангит (4), Ас (4) и т.д. Таким образом, районы Крыма могут быть охарактеризованы присутствием различных этнонимов в названиях деревень. Например, в Евпатории их можно расположить в следующей последовательности: Кипчак (7), Конрат (3), Мангит (2), Ас (2); в Акмечите: Кипчак (6), Конрат (4); в Перекопе: Найман (5), Китай (4), Кипчак (3), Конрат (3), Манит (2), Ас (2); в Карасубазаре: Ойрат (6), Найман (4), Ширин (4), Аргын (3), Тама (2), Китай (2); в Каффе: Найман (3), Кипчак (2). Присутствие идентичных и аналогичных тамг-знаков в Добрудже и в Крыму можно объяснить прямыми и косвенными связями, существующими между людьми, которые населяют эти регионы. Характер связей и время переселения могут быть определены в ходе последующих исследований. Примечания 1 Мне хотелось бы выразить глубокую благодарность директору школы мистеру Язару Мемедемину, который предоставил негативы для дальнейшего исследования. 2 Могильные камни были сделаны из легкодоступного известняка Добруджи (см.: Suliteanu, с. 15, прим. 4). 3 Некоторые из знаков были зарисованы моим помощником мистером Джозефом Багоши. 4 Ghizela Suliteanu, Le «TABIN» dans la tradition populaire des Tatars Nogay de Dobroudja (Roumaine): Turcica: (1980), 95-111 pp.; (то же опубликовано на турецком яз.) Dobruca Tatarlar halk geleneginde «Tabin»: Kirim 1 (1992), 13-21 pp. 5 Enver Mahmut, Nogaii dobrogeni mi dialectal lor: Analele Univ. Bucuresti, ser. St. Soc, Fil, XIII (1964), 319-336 pp. 6 Осман Акчокраклы, Кырымда татар тамгалары. Бакчасарай, 1926; О. Акчокраклы, Татарские тамги в Крыму. Симферополь, 1927, 16 с. - В конце этой работы он дает краткую библиографию тамг (с. 16); В. И. Филоненко. Тамги татарских кладбищ г. -Евпатории. Симферополь, 1928, 22 с. - В конце этого исследования он также публикует библиографию по данной теме из 42 наименований. 7 О. Акчокраклы. Татарские... прим. 3. 8 О. Акчокраклы. Татарские... 9 В. И. Филоненко. Упом. соч., с. 3. 10 В южных (прибрежных) и центральных горных районах тамги не были известны (В.И. Филоненко. Упом. соч., с. 4; П.И. Кеппен. Крымский сборник. СПб., 1837, с. 31-35). 11 О. Акчокраклы. Упом. соч., с. 1. 12 В южных частях полуострова только мужчины носили головные уборы типа тюрбана. Женщины носили головные уборы с плоским верхом (Кеппен. Указ. соч., с. 32, см. прим. 10). 13 Чалма - это вид тюрбана (мужской головной убор). 14 В. И. Филоненко. Указ. соч., с. 4-5. 15 Таким же образом использовались родовые знаки другими кочевыми народами. О. Акчокраклы, Указ. соч., с. 16; В. И. Филоненко. Указ. соч., с. 13; Bi. Rintchen, Les signes de propriete ches les mongols: Archiv Orientalni, XXII (1954), pp. 467-473; также см. выше прим.6. 16 О. Акчокраклы. Указ. соч., с.1. 17 Указ. соч., с.19-21. 18 Р.Г. Кузеев. Происхождение башкирского народа. М., 1974. Автор собрал 3500 башкирских тамг. 19 См. прим. 4. 20 См. прим. 5. 21 Указ. соч., с.4-5. 22 Указ. соч., с.8. 23 Kh. Perle, Mongol tumniy garlig tamgar khayz sudlakh n' (Исследования этногенеза монгольских племен путем изучения их клановых обозначений), Ulanbatar, 1975. 24 С. Аманжолов. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Часть 1. Алма-Ата, 1959. 25 См.прим.6. 26 П. Небольшин. Очерки волжского низовья. СПб., 1852. 27 Э. Триярский. Тамги тюркских племен из Болгарии: UAJG. 47 (1975), с. 189-200. 28 Указ. соч. 29 Указ. соч. 30 См. прим. 15. 31 Указ. соч. 32 Magyar Neprajzi Lexikon. №№ 1, 2, 5. (Венгерская этнографическая энциклопедия) Foszerk. Ortutay Gyula, Budaptst, 1977, 1979, 1982. 33 См. прим. 4. 34 См. прим. 5. 35 Буква «А» используется для обозначения тамг из Асанчи, а следующая за ней цифра указывает поряд. номер тамги на рис. II. 36 Буква «О» используется для обозначения тамг из Омурчи, а следующая за ней цифра указывает порядковый номер тамги на рис. III. 37 Две тамги можно считать идентичными, 1. если это один и тот же знак; 2. если они слегка повернуты. Возможен случай зеркального отражения. Э. Триярский, например, в одних случаях рассматривает их как идентичные, в других - как близкие аналоги (см. прим. 27). С. Аманжолов утверждает, что направление знака не имеет никакого значения (см. прим. 24). Что касается меня, я думаю, что направление знака является его важной характерной чертой. Им можно пренебречь только если речь идет о дальних родственных связях племен и кланов (см. рис. VII). Символ: =. 38 Два знака могут рассматриваться как аналогичные, 1. если базовый знак повернут; 2. если они отличаются друг от друга в деталях, малых линиях, точках и т.д. Местоположение компонентов сложных знаков может меняться (см. С.Аманжолов. Указ. соч., с. 11,14, см. сноску). Символ: ~. 39 Р.Г. Кузеев. Указ. соч., с.83-84. 40 В.И. Филоненко, указ. соч., с.18-19. Но возможно знак № 1 из Абузляра (О.Акчокраклы. Указ. соч., с.4) можно интерпретировать как «змея», в тюркских языках - йилан, жилан, илан и т.д. Хорошо известная «хан» или «тарак-тамга» является очень старым символом, распространенным во всем мире. Ее можно определить как «орел, летящий высоко в голубом небе». 41 В.И. Филоненко. Указ. соч., с.18-19. 42 к. = клан. 43 р. = род. 44 Кичи жуз «Малая Орда». 45 Орта жуз «Средняя Орда». 46 п. = племя. 47 к. = клан. 48 Улу жуз «Большая Орда». 49 Указ. соч., с.12-14. 50 Указ. соч., 14. 51 О. Акчокраклы, с. 10. 52 В.И. Филоненко. Указ. соч., с.7. 53 С. Аманжолов. Указ. соч., с.10-11. * Статья печатается по: Imre Baski (Budapesta). Tamqas and Names (A Contribution to the Tatar Ethnoqenesis)// Oriqinea Tatarilor.-Bucuresti:Editura Kriterion, 1997. 64-92 pp. Перевод с английского Э. М. Муртазиной. Иллюстрация I. Кладбище в Асанче. Рисунок А. Хорвата. Иллюстрация II. Кладбище в Омурче. Рисунок А. Хорвата. Рисунок II. Тамга-знаки из Асанчи. Рисунок III. Тамга-знаки из Омурчи. Рисунок VI. Крымские тамги из Евпатории (Гезлев). По В. И. Филоненко. Рисунок IX. Ногайские и казахские тамги. По В. И. Филоненко. Рисунок XII. Древнетюркские тамга-знаки. По Э. Триярскому. Рисунок XIV. Монгольские тамги. По X. Перле. Материал из журнала Татарская археология. 1997, №1 .- http://tataroved.ru |
http://tashlar.narod.ru/ , 2007 |