Итоги археологических работ в окрестностях
Джукетау
(по материалам полученным в ходе археологических
изысканий, проведенных летом 2007 года в городе Чистополе)
В 2007 г. по инициативе и
поддержке Администрации Чистопольского муниципального района Институт истории
им. Ш.Марджани АН РТ продолжил историко-археологические исследования на
территории района. Их цель заключалась в изучении территории и округи города
Джукетау, исторической части современного города Чистополя и других
памятников.
Как и в прежние годы, при
раскопках Джукетау, археологический слой которого чрезвычайно насыщен
культурными остатками, были обнаружены следы жилых и хозяйственных объектов,
богатый вещевой материал, представленный предметами быта, вооружения, орудиями
производства, украшениями и пр. Особое внимание было уделено исследованиям в
черте и ближайших окрестностях современной территории города Чистополя. Следует
отметить, что эта территория была издавна освоена человеком, о чем
свидетельствуют выявленные здесь памятники археологии древнего, средневекового,
а также нового времени (культурный слой поселений нового времени, памятники
«индустриальной археологии», в том числе остатки мастерских, мельниц, объектов
благоустройства типа дренажных систем и т.д.). Представленность памятников практически
всех исторических эпох является свидетельством традиционной и относительно
непрерывной заселенности этой территории. Исследованиями получены новые научные
материалы, в том числе связанные с изучением вопросов преемственности памятников
средневековья – нового времени.
Кроме уже известных
археологических памятников Джукетау и его округи, расположенных у населенных
пунктов Крутая Гора, Донауровка, Галактионово, Змеево, Чистопольские Выселки,
совместно с чистопольскими исследователями-краеведами и при их активной работе
удалось обнаружить средневековые материалы в центральной части современного
города Чистополя. Есть достаточные основания предполагать, что на мысу при
впадении в р. Кама рч. Берняжка в домонгольское время (предварительно с X-XI по XIII вв.)
существовала булгарская крепость, а вдоль побережья Берняжки – посад (посады),
за пределами которого располагались некрополи. Рост территории посада в южном
направлении фиксируется эпиграфическими памятниками XIV в. на современном мусульманском
кладбище.
Рис. № 1. Карта расположения древнего укрепления,
посада и кладбищ на территории города Чистополя.
Еще в 1984 году Ф.С.Хакимзяновым были обнаружена
группа надгробных камней золотоордынского времени. По информации, которую предоставил нам председатель
охраны памятников города Чистополя и района Г.И.Лыков, была осмотрена древняя
часть татарского кладбища города. Эти
исследования проведенные
летом 2007 года, выявили новую групп надгробных камней золотоордынскогой эпохи (см. карту, камни № 5, 6, 7 обнаружены 1984 г., II группа – камни № 1,
2, 3, 4 и 7, 8 обнаружены 2007 году). При обследовании кладбища нами были
выявлено всего 66 надгробия, 90 процентов которых обработанные. Примерно каждая
четвертая камень имеет надписи, информация о 9 из них приводится в нашей
работе. Судя по информации часть надгробий, относятся золотоордынскому периоду.
Возможно, другая часть надгробий установлена в XV-XVII вв. В тоже время на кладбище имеется множество надгробий относящихся к XVIII-XIX вв. имеющие большую историческую и художественную
ценность.
Рис. № 2. Древняя часть татарского кладбища
на котором сохранились надгробия эпохи Золотой Орды и более
позднего времени.
Интересными представляются
исследования последующих этапов истории Чистополя, в том числе топографии
«исторического ядра» города, материальной культуры раннерусских поселений и
т.д. Для комплексного изучения истории города необходимо привлечение и других
категорий источников – письменных, фольклорных, этнографических, топонимических.
Таким образом, проведенные
работы можно оценить как весьма результативные. Кроме научного интереса, они
представляют ценность с точки зрения создания базы для сохранения
историко-культурного наследия. Можно говорить и о большой значимости проведения
дальнейших исследований памятников с целью подготовки их к туристическому
показу. Полученные материалы могут быть использованы и при обновлении
экспозиции Музея уездного города Чистополя. Материалы и результаты работ
планируется представить к обсуждению на конференциях, опубликовать в научной и
популярной литературе.
В то же время есть открытые
научные вопросы, которые требуют продолжения исследований, среди которых
перспективными являются историко-археологические работы, связанные с уточнением
начала времени заселения территории Чистополя и времени возникновения города.
Эти вопросы могут быть поставлены и изучены при организации планомерных научных
исследований, проведение которых представляется актуальным и перспективным.
Согласно установившейся
точке зрения, после распада золотоордынского государства граница заселенных земель в Казанском крае длительное время
проходила по Каме, служившей естественной преградой, защищавшей жителей сел и
деревень правобережья от набегов кочевников. В XVII вв. восточной части Закамья
возникают села, строятся крепости-остроги. Кроме широко распространенных версий
о времени первоначального заселения территории современного города Чистополя, в
последние годы появились документы, свидетельствующие о существовании на месте
города Чистополя татарской деревни. По переписи 1678 году в деревне Чистое поле
осталось всего три двора ясачных «новокрещен»[1].
Русские переселенцы прибыли на место чистого поля 1679 году[2].
Согласно преданию, на месте Чистополя ранее существовал татарский город,
имевшее другое название. Когда город был захвачен, все население было загнано в
ледяную воду, с требованием крестится. Принявшие крещение татары были выпущены,
они образовали крященские деревни в окрестностях Чистополя. Остальное население
погибло, город был разрушен, и местность стало чистой как поле[3].
Примечательно,
что одним из первых поселений нового времени в окрестностях современного города
Чистополя является деревня Саввин городок или Жукотино (ныне Галактионово),
называвшаяся так по расположению на территории знаменитого булгаро-татарского
города Джукетау X -
начала XV веков. Безусловно, Джукетау с его обширной
округой – не только один из крупных во всех отношениях городских центров,
известный в международном масштабе, но и хронологически первый объект городской
цивилизации средневековья, в определенной степени задавший вектор развития региона
в последующий период его развития.
1. Он (Аллаһ) живой, который не
умирает!
2. Мужаз, Миржабара
3. сын. По летоисчислению семь-
4. сот двадцатый (720 – 1320/1321)
5. год, месяц Сабакбаза
6. было. Да будет милость Всевышнего
7. ему милостью обширною!
1. Он (Аллаһ) живой, который не
умирает!
2. Памятник сыну Балту, Исма-
3. гилу поставлен. Да будет милость
4. Всевышнего ему милостью
5. обширною! Из мира переселилась
6. по летоисчислению в семьсот
7. шестнадцатом году (716 – 1316/1317) было.
8. .............Аллах.............
1.
Прибегаю к Всевышнему от
2.
сатаны. Именем Всевышнего, милостивого,
3.
милосердного.
Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.
4.
Это могила ... Минле...
(Данное
надгробие возможно более позднего времени.
1. Верховный суд принадлежит Всевышнему!
2. Всякая душа вкусит смерть, после вы
3. вернетесь к нам (Аллаһу)!
Высокопочтенный сын Мухтара,
4. эталон высокочестивости (Э)мирхазар.
5. Да будет милость Всевышнего ему
милостью обширною!
6. По летоисчислению семьсот девятый (709 – 1309/1310)
7. год, месяц Зулькагда,
8. четверга дня ушел из жизни
9. было.
1. Һүә-л-хәййү
әлләзи лә йәмүтү,
2. вә күллү хәййин
сәваһу сәйамуту!
3. Галимнәргә тәрбййәт
кылган,
4. заһидларга сеүгән,
мәсҗед
5. гиймарәт кылган, үкүз
6. һәйратлиг Маҗар кади (?)
оглы
7. Исмагил зийарәте бу.
Рәхмәту-
8. л-лаһи гәләйһи
рәхмәтән васигәтән!
9. Вафат болты: тарих җе-
10. ти җүр он бир җал,
рәҗәб
11. айхы җирме әкези[8]
көн әти.
12. Әл-мәүтү бабун,
13. вә күллү-н-на-
14. си даһһилүһү!
Перевод:
1. Он (Аллаһ) живой, который не
умирает,
2. а все живущие, кроме него умрут!
3. Давшего воспитание ученым,
4. любившего набожных, мечети
5. воздвигавшего, множества
6. благих дел совершившего Маджар-кази (?)
сына,
7. Исмагила, место погребения это. Да будет
милость
8. Аллаха над ним милостью обширною!
9. Скончался: по летосчислению семь-
10.
сот одиннадцать лет (711 -1311/1312),
раджаба
11.
месяца двадцать второй день был.
12.
Смерть – дверь,
13.
и все лю-
14.
ди войдут в нее!
1. Он (Аллаһ) живой, который не
умирает,
2. все живущее умрет!
3. … Ибрагима
4. сына, Исхака, место погребения это.
5. Скончался: По летоисчислению семь-
6. сот тридцать первый (731 – 1330/1331) год, рамазана
7. месяца десятый день был. Аллах
Всевышний
8. ………………………
9. ……………… было
10. ………………………
11. милосердного,
12. милостивого.
1. Верховный
суд принадлежит Всевышнему!
2. Дада сына, Хатала-йори,
3. надмогильный памятник. Да будет милость Аллаха
4. ему
милостью обширною!
Надгробия № 8 и № 9 (нижняя часть, верхняя не
найдена)
(40 х 70 х 20; 45 х 60 х 23)
Литература
Хакимзянов Ф.С. Булгаро-татарская эпиграфика. - М.,
1987. - С.7.
Хакимзянов Ф.С. Булгарские эпиграфические памятники
Закамья // Исследование языка древнеписьменных памятников /АН
СССР. Казан. фил. - Казань, 1980. - С. 33 - 39. - Алексеевский р-н.
Хакимзянов Ф.С. Двуязычный булгарский памятник // Сов. тюркология. - 1978. - № 2. - С. 62-68. -
Библ. в подстроч. примеч. - с. Тат. Шапкино Алькеевского р-на.
Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской
Булгарии и их язык / Отв. ред. Э.Р.Тенишев; АН СССР, Казан. фил., Ин-т яз.,
лит. и истории им. Г. Ибрагимова, 191,[1] с. ил. 22 см., М. Наука 1987 (стр. – 94, 95, 156,
157, 176, 177.)
Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники города Булгара // Источниковедение и
история тюркских языков /АН СССР. Казан. фил. - Казань, 1978. - С. 21 - 36: ил.
Хакимзянов Ф.С. Язык эпитафий волжских булгар. - М.:
Наука, 1978. - 206 с.: ил. - Библиогр.: с. 195 - 203.
Хакимзянов Ф.С., Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические
памятники Волжской Булгарии // Тез. докл. и сообщ. 3-й Всесоюз.
тюркол. конф.: Языкознание. – Ташкент, 1980. - С. 33 - 34. Хәкимҗанов Ф. Изге
ташлар сере // Казан утлары. - 1990. - № 4. - 192 б. – (Секреты священных камней).
Юсупов Г., Хисамутдинов Г. Булгарские эпиграфические
памятники, найденные летом 1947
г. // Эпиграфика Востока. - М.; Л., 1951.
-Вып.4. - С. 68-75: ил.
Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. -
М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 165 с.: ил.
Юсупов Г.В. Итоги полевых эпиграфических исследований
1961-1963 гг. в ТАССР //Эпиграфика Востока. - М.; Л., 1972. - Т. 21. - С. 48 -
55. - О новых находках эпиграфических памятников в Татарстане.
Юсупов Г.В. К вопросу об истории и классификации
булгаро-татарской эпиграфики // Эпиграфика Востока. - М.; Л., 1956.
- Т. 11. - С. 44 - 53.
Юсупов Г.В. Новые находки эпитафий периода Казанского
ханства // Эпиграфика Востока. - М.; Л., 1963. - Т. 16. - С. 72 -
78.
Юсупов Г.В. О некоторых булгарских эпиграфических
памятниках // Эпиграфика Востока. - М.; Л., 1953. - Т. 7. - С. 26 -
29.
Юсупов Г.В. Татарские эпиграфические памятники XV в.
(К вопросу о происхождении казанских татар) // Эпиграфика
Востока. - М.; Л., 1951. - Т. 5. - С. 78 - 94: ил.
[1] РГАДА. – Ф. 350. – Оп. 1. – Д. 1102. – Л. 674.
[2] РГАДА. – Ф. 1312. – Оп. 1. – Д. 754. – Л. 91 об.
[3] Рафик Насыров. Сельское расселение в Западном
Закамье (вторая половина XVI
– начало XVIII вв.). – Казань: Институт истории АН РТ, 2007.
– С. 127, 200.
[4] 1-4 надгробные камни прочитал каллиграфист Нажип Наккаш
(Исмагилов) 9 октября 2007 года.
[5] Мир – Эмир.
Имя Мирҗәбәр можно читать и как Мирҗәбир или Мирҗәббар.
[6] Сәбәкбаз (имя
месяца) можно читать как Сәҗәкбад или сәбәкбаз.
[7] Надгробные камни №
5-7 были обнаружены 1983 году М.И.Ахметзяновым. Изучены 1984 году, во время
археологической экспедиции в составе М.И.Ахметзянова, Р.М.Амирханова и Ф.С.Хакимзянова.
Ф.С.Хакимзянов упоминает о четырех камнях, но прочитал и перевел только три из
них. Хакимзянов Ф.С. О языке межэтнического общения о Волжской Булгарии // К
формированию языка татар Поволжья и Приуралья. Казань – 1985, с – 76-87; Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской
Булгарии и их язык / Отв. ред. Э. Р. Тенишев; АН СССР, Казан. фил., Ин-т яз.,
лит. и истории им. Г.Ибрагимова, 191,[1] с. ил. 22 см., М. Наука 1987 (стр. 94-95, 156-157,
176-177).
[8] Тюркская часть языка передана на з - и р - языках.
[9] Оформление тимпана отличается от
аналогичных памятников растянутыми окончаниями букв, что представляет собой
особый каллиграфический прием. Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические
памятники Волжской Булгарии и их язык / Отв. ред. Э. Р. Тенишев; АН СССР,
Казан. фил., Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова, 191,[1] с. ил. 22 см., М. Наука 1987 (стр. 156).